The Times | 26 сентября 2017 г.
Как русские избиратели поспособствовали подъему немецких крайне правых
Саймон Шустер
"Борясь за место в немецком парламенте последние несколько месяцев, Сергей Чернов, кандидат от крайне правой партии "Альтернатива для Германии" (АдГ), знал, что может положиться на несколько СМИ, которые дадут его партии именно тот охват, которого она жаждет, - и это российские СМИ", - сообщает Саймон Шустер в Time.
"Они полностью отражают нашу точку зрения", - сказал он Time 24 сентября, в день выборов, когда АдГ стала первым крайне правым движением, вошедшим в немецкое законодательное собрание с момента окончания Второй мировой войны, получив примечательные 13% голосов и сразу 90 мест в палате, в которую входит 631 депутат.
"К подъему партии привел ряд факторов, не в последнюю очередь - широко распространенное разочарование канцлером Германии Ангелой Меркель, чья политическая партия "Христианско-демократический союз" в воскресенье получила один из худших в истории результатов. За нее проголосовали всего 33% избирателей. Этого хватит, скорее всего, чтобы обеспечить Меркель четвертый срок в ее должности, но едва ли это безусловное лидерство, на которое рассчитывал ХДС", - говорится в статье.
"Благодаря своей националистической позиции против иммиграции и своим нападкам на Европейский союз АдГ смогла отобрать много голосов у Меркель, играя на неприязни к истеблишменту, которая прокатилась по западным демократиям в последние годы. Однако есть одна исключительно немецкая причина успеха этой партии, а именно - то, что ее поддерживают многие в сообществе иммигрантов из России. Укреплению этой поддержки способствовало громогласное вещание поддерживаемых Кремлем СМИ от лица этой партии. Их репортажи о ходе выборов дошли до миллионов немецких избирателей посредством спутниковых тарелок, кабеля и интернета", - сообщает Шустер.
По оценкам АдГ, на русских немцев приходится около трети полученных ею голосов.
Напомнив историю о якобы изнасилованной русской девочке Лизе и о том, как ее освещало российское телевидение, журналист утверждает, что эти обстоятельства помогли настроить сообщество русских немцев против Меркель. "Тогда мы и увидели, как российская пропаганда воздействует на эти группы, - сказал Олаф Кухль, чиновник в берлинском законодательном собрании, занимающийся работой с русскими немцами. - Даже если у них есть доступ к другим каналам, они предпочитают смотреть российские, такие как RT. (...) Вот как распространяется влияние".
"В ходе выборов в берлинское законодательное собрание, прошедших в сентябре 2016 года, воздействие российского влияния казалось ясным Кухлю и другим наблюдателям, - говорится в статье. - АдГ получила 14% голосов. Это неслыханный результат для крайне правой силы в одном из самых либеральных городов Германии - и всего на несколько процентов меньше, чем получила партия Меркель. Основными источниками поддержки для правого крыла оказались преимущественно русскоговорящие кварталы на востоке столицы, особенно район Марцан-Хеллерсдорф, где АдГ получила порядка 23% голосов".
"Примерно в то время сотрудничество АдГ с русским сообществом началось всерьез, рассказывает Чернов, официально присоединившийся к данному движению в марте 2016 года. Чернов - уроженец Санкт-Петербурга, иммигрировавший в Германию в 1994 году, - один из как минимум восьми носителей русского языка, баллотировавшихся в списках АдГ по всей Германии. Как и многие в российской диаспоре в Германии, он не интересовался политикой так активно до миграционного кризиса 2015 года. Летом и осенью того года Меркель позволила почти миллиону беженцев, главным образом из Сирии, Ирака и Афганистана, просить убежища в Германии. Ожесточенно отрицательную реакцию на это решение выдал весь немецкий политический спектр, и рейтинг поддержки Меркель пошел на резкий спад, достигнув самого низкого показателя за пять лет в сентябре 2016 года - 45%", - пишет издание.
Шустер рассказывает, что за несколько недель до выборов Чернов ездил по округе с лестницей и вешал плакаты АдГ на фонарных столбах. На одном из них изображена женщина в традиционной мусульманской одежде рядом с надписью: "Исламу не место в Германии".
"Он признает, что это послание не сделает более гармоничной жизнь в его районе Ганновера, где Чернов и другие русские живут среди остальных мигрантских сообществ, в том числе турок, осевших в Германии в 1970-х и 1980-х годах, а также вновь прибывших из Сирии, Ирака и Северной Африки. Однако его политическая цель не заключается в строительстве мостов между этими группами", - передает Шустер. "Мы не разговариваем с ними, - говорит Чернов. - Если у нас есть выбор, мы предпочитаем говорить с людьми, похожими на нас".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях