Ha'aretz | 27 декабря 2006 г.
Целуемые и целующие
Йоэль Маркус
Был ли это спонтанный поцелуй, как поцелуй Хаима Рамона? Или он был спланирован обеими сторонами еще до этого обеда на высшем уровне? Или это был маленький сюрприз, приготовленный Эхудом Ольмертом? Как бы то ни было, лицо Абу Мазена слегка побледнело, как будто он вот-вот потеряет сознание, когда наш премьер-министр запечатлел по парочке поцелуев на его щеках.
Судя по его помертвевшему лицу, президент Палестинской автономии, возможно, ясно представил себе все насмешки, гнев и саркастические комментарии, которые ждут его после возвращения домой. Мы тут голодаем, а ты сидишь там, ешь оссобуко (итальянский деликатес из телятины. - Прим. ред.) и обмениваешься поцелуями с лидером евреев.
Ладно, мы знаем, что сейчас на вечеринках в пентхаузах и среди тех, кто проводит время на виллах, самым шиком считается чмокать народ в щечку. По сведениям моего словаря, есть две категории людей - те, кого целуют, и те, кто целует. Но в нашей стране политики в основном обмениваются рукопожатиями или похлопывают друг друга по спине.
Единственная памятная сцена поцелуя в израильской политике имела место на подмостках театра "Охел" в 1965 году, когда на съезде партии "Мапай" Давид Бен-Гурион вышел из партии и организовал партию "Рафи". Моше Шаретт, смертельно больной и сидящий в инвалидном кресле, стал пропесочивать своего злейшего врага Бен-Гуриона. Когда он закончил, Голда Меир подошла к нему и поцеловала его в лоб. Люди Бен-Гуриона назвали это "поцелуем Черной Вдовы" в честь известного ядовитого паука.
Премьер-министр Ицхак Рабин, который ненавидел физические контакты в любых формах, покрылся потом на церемонии подписания соглашений в Осло на лужайке перед Белым домом, когда Ясир Арафат схватил его за обе руки и не отпускал, так что Рабину пришлось в итоге практически вырываться.
Поцелуй Ольмерта явно стал источником неловкости для двух лидеров "Фатха", Аббаса и Куреи. Улыбка, застывшая на их лицах, выдавала их замешательство. Так зачем же он это сделал? Разве он не видел, что "Хамас" и палестинское общественное мнение сотрет их в порошок? Была ли это местная версия обычая мафии, когда предатель в "семье" получает поцелуй, прежде чем от него избавятся? Это был своего рода "прощальный поцелуй".
Ольмерту потребовалось восемь часов, чтобы решиться на 33-дневную войну в Ливане. Интересно, сколько времени он размышлял над "Операцией Поцелуй"? На каком форуме обсуждался этот план? На пленарном заседании кнессета? На военном совете? Может, это очередная идея Дана Халуца? И не нажал ли кто-нибудь кнопку "турбо"?
Если целью этих поцелуев было создание впечатления, что мы вступили на путь диалога и уступок, то это выглядело не очень убедительно. А что Ольмерт думал? Что поцелуи должны компенсировать десятидневный отказ встречаться с Абу Мазеном? Видимо, так.
Подобно европейским поселенцам, которые выменивали зеркала и стеклянные бусины в Африке на бриллианты и золото, Ольмерт попытался создать иллюзию чистой страницы такими жестами, как вывешивание палестинского флага рядом с израильским и обращение "президент", адресованное Абу Мазену, что всегда было табу. В качестве бонуса Ольмерт представил свою жену Ализу. Абу Мазен имел возможность поцеловать Ее Величеству руку, но, будучи джентльменом, сделал это с помощью рукопожатия.
На подобных торжественных обедах на высшем уровне принято обмениваться подарками и сувенирами. Ольмерт пообещал разморозить 100 млн из 500 млн долларов, принадлежащих палестинскому руководству, и передать их своим гостям со скоростью "в час по чайной ложке". Он пообещал "поработать" над снятием ряда блокпостов на Западном берегу реки Иордан и еще до того, как будет освобожден Гилад Шалит, в целом рассмотреть вопрос об освобождении нескольких десятков заключенных (в основном членов ООП) из тех тысяч, которые находятся в израильских тюрьмах.
Что плохого было бы в том, чтобы Ольмерт оставил свои поцелуи при себе и вместо этого вернул все замороженные средства и освободил значительное число "ценных" заключенных, чтобы укрепить позиции "президента" в борьбе с "Хамасом" и создать у него стимул к тому, чтобы постараться прекратить запуски ракет "Кассам"?
Это могло бы стать началом чудесной дружбы, говоря бессмертными прощальными словами из фильма "Касабланка", если бы две фигуры, поглощенные ночной тьмой и направляющиеся в неизвестность, не были бы парой слабых лидеров, которые хотят, но не могут.
P.S. И был вечер, и было утро, и четыре ракеты "Кассам" ударили по Израилю. По одной за каждый поцелуй.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях