La Vanguardia | 27 января 2014 г.
В зеркале Украины
Энрик Хулиана
На сатирическом рисунке американского художника, с которого начинается статья в La Vanguardia, Россия изображена в образе спрута, который тянет щупальца к Оттоманской империи, Балтике, Пруссии и Австро-Венгерской империи, повествует обозреватель Энрик Хулиана, поясняя, что это карикатура 1877 года, а автор - американский сатирик Фред Роуз.
Карикатура напомнила автору его разговор осенью 2008 года, в начале текущего экономического кризиса, с неназванным "дипломатом крупной европейской страны".
Дипломат заметил: "Этот кризис может оказать разрушительное воздействие на Европу. Будут социальные разломы, увеличится разрыв в доходах социальных слоев и географических областей". Он также напророчил Европе сильные региональные трения и сепаратизм, особенно в Испании. "С точки зрения моего правительства, единственный стратегический выход - взять курс на создание большого социально-экономического пространства вместе с Россией. Только в гораздо более крупном масштабе Европа сможет сохранить определенный вес в мире и контролировать свои внутренние трения. Несмотря на существующие политические проблемы, Европа должна сблизиться с Россией. И ради этого, боюсь, мы будем вынуждены пожертвовать Украиной. Украина в итоге будет для русских", - сказал дипломат.
Спустя 6 лет, зимой 2014 года, Великобритания готовится к референдуму о независимости Шотландии, Каталония стремится на тот же путь, в Бельгии шаткое внутреннее равновесие, во Франции снова пробудился бретонский национализм. Дипломат был прав: региональный стресс ощущается во многих государствах, заключает автор.
Хулиана переходит к Украине: страна пылает и мечется между Россией и "германизированной Европой", по выражению автора. Умеренные оппозиционеры пытаются сдержать насилие, но окрестности "площади Майдан", как именует ее автор, превратились в "сцену варварства в эпоху постмодерна".
Автор замечает: пока в некоторых уголках Европы средний класс и население мечтают жить в "герметичном пузыре, чтобы уберечь накопленное благосостояние" и соглашаются с популистскими речами против ЕС, в Киеве люди умирают за свое желание присоединиться к Европе. "Колоссальная драма", - пишет Хулиана.
Автор замечает: ему неизвестно, изменил ли вышеупомянутый дипломат свое мнение, "продолжает ли он полагать, что Украина - подходящая цена взамен на большое экономическое евразийское пространство, и остается ли эта идея доктриной его страны".
Между тем Россия не хочет распределения влияний на Украине. После расширения НАТО Россия "намерена, насколько это в ее силах, восстановить былой советский гласис" [гласис - открытое пространство перед крепостью, затрудняющее натиск врага. - Прим. ред.]. "Восстановить жизненно-важное пространство имперской России", - добавляет автор.
Украина колеблется, повествует Хулиана. "Она буквально расколота на две части, так как исторически принадлежит к обоим мирам - к России и к центральноевропейской империи", - говорится в статье. По данным автора, на Первой мировой 3 млн украинцев воевали в рядах российской армии, а 250 тыс. - в рядах австро-венгерской. После войны "вся эта мозаика расплескалась по карте Центральной Европы", как формулирует обозреватель.
Сегодня в Киеве идут уличные бои между сторонниками прозападной Украины и "политическим режимом, который опирается на русофилов", считает автор. На взгляд Хулианы, Украина - это не некая страна на обочине, а "подбрюшье" России: она владеет Крымом - ключом к власти над Черным морем. В Черноморском регионе очень тонкий баланс сил: "возрождение Турции, "осиное гнездо" Кавказа, "энергетические коридоры", которые ведут в Средиземное море через Босфор и Балканы", - говорится в статье. Украина также граничит с Польшей, имеющей огромное значение для будущего ЕС. "Украина - пространство первостатейной важности для формирования географических карт", - заключает автор. В XIX веке Крым уже был местом великой войны, которая породила предпосылки Первой мировой.
Хулиана признается: он смотрит телерепортажи из Киева и не может выбросить из головы слова вышеупомянутого дипломата: "Нам обязательно придется отдать Украину".
Автор комментирует: "Накопилось слишком много страданий". Он рассказывает, как полицейские недавно заставили арестованного раздеться и сфотографировали. "Во время погрома во Львове в 1944 году кто-то сфотографировал полураздетую еврейку, когда она в ужасе бежала от толпы". Между двумя снимками нет ничего общего, но они отражают ужасный фон. Украина - пограничная земля, земля страданий, заключает автор.
"Карта Европы снова переделывается, и никто не может обещать счастливой развязки. Зеркало Украины показывает нам нечто большее, чем суровая фигура спецназовца на десятиградусном морозе", - так завершается статья.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях