Financial Times | 27 марта 2017 г.
Валерия Гонтарева: реформирование банковской системы Украины
Нил Бакли и Роман Олеарчик
"Большинство председателей центробанков не ожидают, что им пригрозят физическим насилием в их же кабинете. Но большинство председателей центробанков работают не на Украине", - пишут журналисты Financial Times Нил Бакли и Роман Олеарчик.
Спустя четыре месяца после начала продемократической революции на Украине президент Порошенко попросил Валерию Гонтареву возглавить Национальный банк Украины. С тех пор Гонтарева "закрыла 87 банков, которые испытывали проблемы, а также, в конце прошлого года, национализировала "ПриватБанк" - крупнейшее в стране кредитное учреждение", пишут авторы.
"По словам Гонтаревой, налицо "абсолютно невероятное давление" со стороны влиятельных кругов, с которыми она вступила в противоборство", - пересказывают авторы ее интервью.
"Я могу назвать это непрерывным преследованием, - говорит Гонтарева. - Были просто тонны недостоверной информации, манипуляции, настоящая, совершенно гнусная клевета обо мне лично, о команде Национального банка".
По словам авторов, Гонтарева не раз испытывала страх за свою безопасность. "Один крупный олигарх лично угрожал мне - угрожал мне физически - даже в этом кабинете", - говорит Гонтарева, обводя рукой конференц-зал в здании Центробанка.
"Когда ее просят назвать этого человека, она учтиво качает головой. Но за два года и девять месяцев эта 52-летняя женщина, в прошлом работавшая в инвестбанке, совершила экстраординарные достижения. Такие партнеры, как МВФ, считают, что она очистила один из самых коррумпированных и рискованных в Европе банковских секторов", - говорится в статье. Гонтарева содействовала стабилизации курса гривны и установлению макроэкономической стабильности, вела переговоры с МВФ о реформах и осуществляла эти реформы.
"Более того, она сделала все это, когда украинская экономика обваливалась после того, как Россия аннексировала Крым и разожгла сепаратистскую войну в восточных областях страны", - пишет издание.
Гонтарева считается на Украине одним из ведущих реформаторов.
Гонтарева закрыла 87 банков из 180. По ее словам, эти 87 банков можно подразделить на три категории: "20 были попросту "машинами для отмывания денег", не имевшими "никаких активов и долгов", они использовались исключительно для укрывательства преступных доходов, обычно за границей. Вторая категория - "банки-зомби", у которых были "только долги и никаких активов". Третья - "олигархические банки", собственность магнатов, которые даже после постреволюционных реформ на Украине господствуют в бизнесе, политике и СМИ. Эти банки, по словам Гонтаревой, "накапливали деньги из всех возможных источников - в основном с депозитов частных физических лиц - и инвестировали все эти деньги в свой собственный бизнес".
"По ее словам, экономический спад, произошедший на Украине после революции, обнажил, что некоторые олигархические банки действовали по схеме "пирамид". Крупнейшим был "ПриватБанк", где находилась треть розничных вкладов всей страны. Он был национализирован в декабре, после того, как Нацбанк обнаружил на его балансе дыру в размере 5,5 млрд долларов", - пишет издание.
Гонтарева отметила: бывшие владельцы "ПриватБанка" Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов обвинили ее в руководстве государственным "захватом активов". "Еще один олигарх на совещании МВФ в Вашингтоне в октябре прошлого года раздавал листовки, где Гонтареву называли "угрозой для экономической стабильности Украины", - пишет издание.
Авторы отмечают: "Из-за ее былых связей с компаниями Порошенко и с неким российским банком имя Гонтаревой всплыло при прошлогодней утечке "Панамских документов". Она отклоняет все эти утверждения, называя их "черным пиаром", который исходит от ее противников".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях