La Stampa | 27 мая 2002 г.
Операция "Щит Шарона" стала для нас успешной
Корреспондент
За несколько дней до завершения операции "оборонительный щит" в Израиле были совершены восемь терактов, два из которых произошли в Ришон-Лецион, жертвами которых стали женщины, старики и подростки, игравшие в карты или шахматы, в общественном саду или игровом зале. Нетания также во второй раз стала ареной трагических событий после теракта, совершенного в дни празднования Пасхи. Была также предпринята попытка теракта против самых крупных хранилищ бензина в Глилоте. В результате всего этого, израильская армия возвратилась в Тулькарм, где погиб 23-летний израильский солдат, и в Вифлеем, где был арестован человек, подозреваемый в совершении терактов, и были обнаружены мастерские по производству оружия. Наконец, в субботу был задержан автомобиль, в котором находилось пять человек: среди них был 16-летний молодой человек с поясом смертника, готовый умереть и убивать, спасенный израильской полицией и арестованный. Военная операция ни к чему не привела? Этот вопрос был задан одному из самых авторитетных экспертов по борьбе с терроризмом, советнику нынешнего премьер-министра и нескольких предшествовавших премьеров, не важно, правых или левых, доктору Боазу Ганору, директору Международного центра антитеррористической политики в Hertzlya, расположенного в двух шагах от штаб-квартиры Моссад.
- Доктор Ганор, многие повторяют, что применять военную силу против терроризма бессмысленно. Так ли это на самом деле?
- Терроризм характеризуется двумя определяющими факторами: мотивация и возможность повторения терактов. Арафат не уничтожил инфраструктуры: возможности террористов возросли. До начала интифады структуры террористов настолько укрепились, что у них появилась возможность совершать два-три теракта в день. И, за исключением особых периодов, как, например, выборы, в результате которых на смену Шарону пришел Нетаньяху, мотивация продолжала оставаться достаточно сильной. Затем был совершен теракт против премьер-министра Эхуда Барака. Мотивация достигла высшего накала, а террористические структуры так и остались нетронутыми, и до сегодняшнего дня нынешнее руководство их не ликвидировало. Но правительство скорректировало свой курс: вместо того, чтобы попытаться сменить мотивации серией уступок, которые ни к чему не привели, в условиях продолжающейся кровавой бойни было принято решение сконцентрировать усилия на снижении возможности совершения терактов. И операция против структур или вернее сказать, оперативных возможностей, оказалась успешной.
- Несмотря на восемь крупных терактов за несколько недель?
- Но нам удалось предотвратить 37 терактов. Я хотел бы повторить: нам удалось ликвидировать инфраструктуры, мастерские по производству оружия, склады боеприпасов; мы арестовали многих террористов, нам удалось раскрыть механизмы финансирования: выяснилось, что большая часть средств поступала из казны самой палестинской автономии. Мы выяснили, откуда поступает оружие, нам также стало известно об иностранной финансовой поддержке террористов. Все это и позволило предотвратить такое количество терактов. Но самым главным нашим достижением стало появление бесценных источников получения разведывательной информации, бесценных, потому что они позволяют предотвращать теракты.
- Если вы удовлетворены, это значит, вы трагически обречены на присутствие террористов.
- Я бы воздержался от таких категоричных выводов. Я бы сказал, что целью нынешней военной операции было снижение числа терактов, и мы этого добились. Один теракт в неделю вместо трех в день - это уже кое-что. Необходимо отметить, что мотивация так и не изменилась. Арафат продолжает думать, терроризм может настолько обострить ситуацию, что мир будет вынужден вмешаться, и тогда он сможет получить все, что захочет, включая и возвращения беженцев. Таким образом, неважно, с какими заявлениями он может выступить, а затем призвать к "мученичеству", он сам хочет стать "мучеником", а газеты продолжают восхвалять смертников. Палестинское телевидение беспрестанно показывает сцену хладнокровного убийства девушки израильским солдатом. И вот она, красивая и молодая, попадает в рай, где к ней вскоре присоединяется ее жених, ставший смертником, чтобы отомстить за невесту. До тех пор пока палестинское руководство не устранит мотивацию, а Арафат не приступит к реализации радикальных реформ, мы вынуждены создавать более эффективную защиту.
- Но мир, переговоры по вопросу о территориях не могут быть настоящим сдерживающим фактором? Разве не планируется проведение саммита, предложенного Соединенными Штатами и Саудовской Аравией?
- Надеюсь, что да. Я так же считаю, что переговоры крайне желательны, более того, необходимы. Но у нас не будет собеседника, до тех пор пока наша молодежь взрывается в автобусах, наши дети погибают в пиццериях, пока матери делают покупки в супермаркетах. Какое государство будет вести переговоры и доверять тому, кто преднамеренно убивает мирных граждан? В течение семи лет мы предлагаем мир, а нам отвечают терроризмом.
- Что вы думаете о приеме и о нерешительности европейских стран в отношении палестинцев из храма Рождества?
- Я понимаю, что Европа сильно обеспокоена и что Италия разделяет это беспокойство. Я думаю, что эти 13 палестинцев участвовали в совершении терактов, и у нас есть доказательства. Почему бы не найти юридическое обоснование для начала судебного процесса, неважно, в какой стране? Терроризм - преступление против человечества, и весь мир это признает.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях