La Stampa | 27 ноября 2007 г.
"Все это блеф, и арабы на него поведутся"
Франческа Пачи
Интервью с человеком номер два в "Хамасе"
"Мы видели десятки саммитов, как Аннаполис, переживем и этот: время работает на нас". Махмуд аль-Захар одет в синий костюм-двойку, на шее - палестинский клетчатый платок. Он выходит через заднюю дверь Rashada Shawa Center в Газе после Конференции палестинского народа, контрсаммита Аннаполису, организованного вчера "Хамасом", "Исламским джихадом" и палестинскими группировками, выступающими против диалога с Израилем. Бывший премьер Исмаил Хания, сидевший по правую руку от него в течение трехчасового заседания, удаляется в противоположном направлении. Все еще оставаясь на посту руководителя "революционного правительства" в Газе, он утратил прежний авторитет в глазах радикального крыла партии, возглавляемой Махмудом аль-Захаром, 62-летним хирургом, сооснователем "Хамаса" вместе с шейхом Ясином, сильным политиком, поддерживающим "Бригады аль-Кассам" и очаровывающим потерянную молодежь Газы эпосом мученичества.
- Доктор аль-Захар, если бы вас пригласили в Аннаполис, вы бы придерживались менее жестких позиций?
- Я бы не поехал в Аннаполис, даже если бы меня пригласил лично Джордж Буш.
- Почему?
- Аннаполис - это блеф. В то время как мировые лидеры встречаются в Мэриленде, страдания палестинского народа продолжаются. И сегодня (26.11.2007) израильская армия убила четырех наших бойцов. Америка использует Аннаполис ради избирательной кампании Буша, совершившего преступления в Афганистане и Ираке, наследника преступников Хиросимы и Вьетнама.
- Одним из партнеров Буша является Абу Мазен, законный палестинский президент. У вас есть к нему послание?
- Мы давно не понимаем друг друга. Махмуд Аббас больше не говорит по-арабски, он говорит на еврейском языке с американским акцентом. Он нас утомил. Мы готовы встретиться с "Фатхом" и поставить точку в июньских событиях, но при условии, что он вернется на нашу платформу: никаких уступок Израилю и врагам палестинского народа.
- Палестинский министр иностранных дел говорит совершенно обратное: "Хамас" должен сложить оружие, распустить милиционные формирования и взять на себя ответственность за государственный переворот, совершенный в Газе в июне этого года. Что вы ответите?
- Каждый идет своей дорогой.
- В конференции в Аннаполисе принимают участие 17 арабских стран: для каждой из них - своя дорога?
- Арабские страны совершают ошибку, желая нормализовать свои отношения с Израилем. Как будто бы это возможно. Они не должны соглашаться с внешним вмешательством в вопросы, затрагивающие национальные палестинские отношения и интересы всего мусульманского мира.
- И какие же это интересы?
- Право на возвращение всех палестинских беженцев, Иерусалим - столица, независимое палестинское государство от реки до моря.
- От реки Иордан до Средиземного моря? А Израиль?
- Исторически Израиль не существует. Суть решения - Палестина, общий родной дом мусульман, христиан, если они этого хотят, евреев.
- Участие Сирии в конференции в Аннаполисе ослабляет "Хамас"?
- Сирия должна ехать в Аннаполис, чтобы решать вопрос об оккупированных Голанских высотах. Мы не согласны со стратегической точки зрения, но сирийская поддержка палестинскому народу от этого не уменьшится.
- Однако же складывается впечатление, что великий лидер "Хамаса" Халед Машаль может переехать из Дамаска в Тегеран.
- Наш лидер останется в Дамаске. Хотя и в Тегеране у него не было бы проблем.
- Если саммит в Аннаполисе в конечном итоге завершится соглашением?
- Не будет никакого соглашения. Максимум, все вернутся домой с надеждой, что посеяли семя, как в Мадриде или Осло. И эта ситуация будет длиться долгие годы.
- А чем же занимается "Хамас"?
- Мы продвигаемся вперед по всем направлениям. Мы осуществляем мирные шаги, как например, сегодняшняя манифестация против саммита в Аннаполисе, и военные шаги. У нас имеется оружие, и мы не будем сложа руки наблюдать за преступлениями, которые Израиль совершает ежедневно.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях