El Mundo | 27 апреля 2001 г.
Михаил Бергер: "Закрытие газеты "Сегодня" это политический подарок Кремлю"
Даниэль Утрилла
16 апреля - спустя двое суток после того, как независимый телеканал НТВ был взят на абордаж новым руководством, навязанным "Газпромом" - впервые со дня своего основания перестала выходить газета Владимира Гусинского "Сегодня". Такое распоряжение отдал глава издательского дома "Семь дней" Дмитрий Бирюков, согласовавший свои действия с "Газпромом".
Главный редактор "Сегодня" Михаил Бергер принял корреспондента El Mundo в своем кабинете в роскошной резиденции "Медиа-МОСТа", где он планирует возродить свое детище.
- Бирюков сказал, что закрытие газеты не связано со сменой руководства НТВ.
- Факты говорят о том, что решения Бирюкова связаны с кризисом вокруг НТВ и "Медиа-МОСТа" в целом. Наиболее убедительным тому свидетельством стало закрытие журнала "Итоги", который был популярным и рентабельным, однако его сотрудники были уволены вместе с руководителем.
- Однако утверждают, что ваша газета не рентабельна...
- Если не считать желтую прессу, в России нет ни одной рентабельной газеты. По этой же причине можно закрыть все серьезные газеты. Если бы они это сделали, тогда я принял бы это объяснение закрытия моей газеты. Но когда закрывают одну "Сегодня", у меня есть все причины подозревать, что тем самым они хотят сделать политический подарок Кремлю, которому наша газета очень не нравится.
- Каковы сейчас ваши планы?
- Мы планируем в июне начать вновь издавать газету, вероятно с тем же логотипом и той же командой. Сейчас мы ведем переговоры с Бирюковым и "Газпромом" о покупке прав на издание "Сегодня". Если переговоры завершатся успешно, мы будем издавать ее вновь.
- Вы думаете, Бирюков это разрешит?
- Мы не ждем никаких подарков. Речь идет о деловом предложении. Он сказал, что прекратил выпуск газеты по экономическим причинам. Если это так, он должен быть заинтересован в получении денег в обмен на возобновление выпуска газеты. Но если, по какой-то причине, он откажется от этого соглашения, тогда будет совершенно ясно, что речь идет о политическом решении.
- Какое давление оказывали на вас как на главного редактора?
- Почти год на все подразделения холдинга "Медиа-МОСТ" оказывалось давление со стороны Генпрокуратуры, Минфина и всех силовых структур. Наш издательский дом "Семь дней" стал одним из первых мест, куда пришла инспекция Минфина. Они пытались обнаружить недостатки. С другой стороны, официальные власти попытались ограничить нам доступ к источникам информации. Они говорят: "Вы - враждебная газета, поэтому дискриминация ее журналистов оправдана". Кроме того, решение остановить издание газеты было принято до завершения переговоров. Даже была достигнута предварительная договоренность о продолжении выпуска газеты, пока идут переговоры о правах на ее издание. Закрытие газеты было самым серьезным проявлением давление и дискриминации.
- Несколько дней назад вы опубликовали статью под заголовком: "Привет, страна с однопартийной системой". Куда ведет Россию Путин?
- Думаю, что этот заголовок отражает происходящие в стране политические процессы. Для меня очевидно, что Путин восстанавливает квазисоветскую систему. Ясно, что эта система не будет строиться вокруг компартии и не будет основана на жесткой идеологии, однако она предусматривает сильную централизацию. Весьма показательны в данном плане роль спецслужб, активное вмешательство государства в экономику и возврат к жесткой антизападной риторике. На политической арене не осталось ни одного серьезного оппонента нынешней власти. И нет независимых от Кремля СМИ.
- Главный редактор "Эхо Москвы" Алексей Венедиктов заявил EL Mundo, что в скором времени в России станет невозможно заниматься журналистикой.
- Такая опасность существует, и она связана с тем, о чем я писал в моей статье: строительством однопартийной системы. Оно предусматривает, что СМИ должны быть квазисоветского типа. Со свободой, но ограниченной. Нельзя будет критиковать ни президента, ни его ближайшее окружение, а, может, и такие организации, как Генпрокуратура и ФСБ...
- Последним редутом свободной прессы будет Интернет?
- Я сторонник традиционной журналистики. Но если дойдет до того, что по политическим мотивам станет невозможным заниматься журналистикой, в этом случае Интернет превратится в литературу для диссидентов - с тем отличием от эпохи Брежнева, что тогда ее печатали на пишущих машинках и распространяли на листках бумаги, а теперь все будет делаться через Интернет. Интернет имеет ограниченную аудиторию, и это не имеет ничего общего со средствами массовой информации.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях