Corriere della Sera | 27 апреля 2004 г.
Каддафи раскинул свой шатер в Брюсселе
Антонио Феррари
В эти дни проходит исторический визит Муаммара Каддафи в Брюссель. Сегодня он проведет переговоры с председателем Европейской комиссии Романо Проди в рамках укрепления отношений с ЕС, а завтра совершит краткий официальный визит в королевство Бельгия.
Исторический и очень сложный визит, поскольку проблемы, связанные с перемещениями ливийского полковника, сравнимы с теми, что возникают во время зарубежных поездок американского президента. Эти проблемы объясняются не только очевидными мерами безопасности, принимая во внимание то, что ливийский лидер уже давно под прицелом исламских экстремистов (он пережил множество покушений), но и с необходимостью выполнять все его известные экстравагантные требования.
Он терпеть не может протоколы и официальные программы. Передвигается он в окружении небольшого отряда красавиц амазонок-телохранительниц. Он также может приказать своим людям, чтобы его сопровождали его лошади и его верблюды. В большом парке, окружающем Валь Дюшес, замок, где бельгийское правительство принимает высоких гостей, уже установлена бедуинская палатка. "Я одинокий бедуин, у которого нет даже свидетельства о рождении", - говорит Каддафи.
В конце декабря после серии сигналов, свидетельствующих о доброй воле, он решил открыть для инспекторов предприятия, которые он намерен ликвидировать, где производилось оружие массового поражения, химическое, а может быть, и ядерное.
Решения выплатить в качестве компенсации семьям жертв трагедии в небе над Локкерби 2,7 млрд долларов и переговоры с Францией, которая является жертвой другого теракта, финансировавшегося полковником, - такой прозападный поворот покаявшегося Каддафи убедил, прежде всего, Великобританию. Даже если Лондон и не забыл о гибели женщины-полицейского Ивон Флетчер, убитой 20 лет назад киллером ( с дипломатическим паспортом), стрелявшим в нее из здания ливийского посольства в Лондоне.
Теперь и Соединенные Штаты, которые в 1986 году бомбили Триполи и Бенгази по приказу президента Рейгана, планируют отменить экономические санкции против этой арабской страны, которая решила (окончательное решение?) сотрудничать в борьбе с международным терроризмом. Запад, который в действительности торопился вновь наладить деловые отношения с Триполи, с энтузиазмом приветствует ливийского лидера.
Не исключено, что визит в Брюссель является прелюдией к вступлению Триполи в Барселонский клуб, установивший отношения между ЕС и многочисленными средиземноморскими странами.
Но, если не брать в расчет взаимные интересы, резкая смена политики полковника убедила всех, что один из самых осуждаемых и опасных лидеров последних десятилетий, на самом деле, может стать в столь деликатный для всего мира момент очень ценным союзником.
В 2000 году Проди уже пытался пригласить Каддафи в Брюссель, но визит был отложен из-за оппозиции некоторых стран, в том числе и Германии, которая требовала выплаты компенсации за теракт на дискотеке "La Belle" в Берлине, который совершили люди полковника.
В действительности, это не первый визит в ЕС ливийского полковника. Немногие помнят, что 15 ноября 1984 года Каддафи высадился на Крите в обстановке большой секретности и остановился в отеле Elounda Beach, чтобы встретиться с другим главой государства, у которого с Ливией были серьезные разногласия, - с французским президентом Франсуа Миттераном. В
стреча была организована их общим другом, в то время греческим премьером Андреасом Папандреу, решительным сторонником политики активного сотрудничества между Европой и арабским миром. У саммита, на котором Папандреу выступал в роли посредника и хозяина, была конкретная цель - урегулировать проблему Чада, осложнившуюся кровопролитными столкновениями между ливийскими и французскими солдатами. После 6 часов переговоров Миттеран и Каддафи объявили о намерении начать вывод своих войск из Чада.
Это был важный шаг: он поднял авторитет Каддафи, от которого многие государства шарахались как от чумы. Затем Каддафи, со времени трагедии Ustica (говорят, что итальянский самолет был сбит ракетой, предназначавшейся самолету, на борту которого находился Каддафи), ограничил свои зарубежные поездки немногочисленными появлениями в арабских странах, на саммитах или исламских конференциях.
В последний раз Каддафи побывал в Европе в 1989 году, на саммите неприсоединившихся государств, проходившем в Белграде. В убаюкивающей атмосфере саммита полковник удостоился внимания прессы за целую серию критических выступлений.
Самое громкое касалось Израиля. Каддафи сказал, что для решения ближневосточной проблемы достаточно заставить еврейское государство переместиться в Европу, между Эльзасом и Лотарингией: "Это две области, - пояснил, смеясь, лидер, - которые никогда не испытывали взаимной любви и которым нужен буфер, их разделяющий".
Нынешний Каддафи, в Брюсселе, человек, который, вероятно, хочет заставить забыть свое прошлое. Однако трудно представить, что он намеревается надеть темное платье. Полковник может отказаться от всего, но не от собственного имиджа.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях