Статьи по дате

The Wall Street Journal | 27 апреля 2005 г.

В путинской России бизнес борется за выживание

Гай Чейзан

По всей стране бюрократия подавляет свободное предпринимательство

Жительница Орла Марина Ивашина устала от бюрократов, которые вмешиваются в ее бизнес по продаже детского питания, поэтому она пожаловалась в Кремль. Через два дня ее банковские счета оказались замороженными. Пять месяцев спустя ей пришлось свернуть свое дело.

История Ивашиной является одним из многих примеров того, как окрепшая российская бюрократия подавляет предпринимателей. В ее случае это были власти Орла, сонного городка в 350 км к юго-западу от Москвы, где вот уже 16 лет правит один и тот же человек, губернатор Егор Строев. Критики говорят, что он ликвидировал всякую оппозицию и открыл своим родственникам и друзьям путь к управлению экономикой. Жителей Орла дали Строеву кличку Удав.

Строев и его союзники подавляют свободное предпринимательство, говорит Ивашина. "Это паразиты, - говорит она, проезжая в своем ярко-красном "Мерседесе" мимо здания администрации. - В бизнесе они видят только возможность "трясти" бизнесменов".

Инвестиционный климат в России ухудшился после кампании Кремля против ЮКОСа и его высших руководителей. В прошлом году ЮКОС был раздроблен и частично национализирован для того, чтобы покрыть задолженность по уплате налогов, составляющую 28 млрд долларов. Основатель ЮКОСа Михаил Ходорковский находится под судом по обвинениям в мошенничестве и уклонении от налогов. Сам Ходорковский утверждает, что его преследуют по политическим мотивам. Если суд вынесет обвинительный приговор, Ходорковскому грозит до 10 лет тюремного заключения.

Случай Ивашиной демонстрирует, что разгром ЮКОСа не является исключением. По всей России предприниматели, которые ссорятся с властями, могут стать мишенью налоговых проверок, карательных штрафов и дотошных инспекторов. Таких, как Ивашина, вынуждают свернуть свою деятельность.

Капитализм не имеет глубоких корней в России. Частная собственность и свободный рынок, задушенные большевиками в 1917 году, возродились лишь в конце 1980-х, в период умирания Советского Союза. Частное предпринимательство борется за выживание и процветание, в то время как государство пытается его прессинговать, усиливая регулирование экономики.

Президент Путин многократно обещал устранить административные препоны, которые сдерживают развитие российского предпринимательства. В своем Послании Федеральному собранию Путин назвал чиновничество "надменной кастой", которая понимает государственную службу "как разновидность бизнеса". Но он сам причастен к созданию этой проблемы.

После своего прихода к власти в 2000 году Путин методично ослабляет зарождающиеся демократические институты в России, подавив свободу средств массовой информации, наполнив парламент прокремлевскими партиями и отменив губернаторские выборы. Эти перемены вдохнули новую жизнь в "гидру" российской бюрократии, и в результате этих изменений бюрократы стали еще менее подконтрольны людям, которым они должны служить.

Бюрократия усиливает свое влияние, сказал в прошлом году заместитель министра экономического развития Аркадий Дворкович.

В своих ответах в ходе опроса общественного мнения, который проводила национальная ассоциация поддержки малого и среднего бизнеса "Опора России", предприниматели говорили о том, что вероятность стать жертвой незаконных действий чиновников гораздо выше, чем стать жертвой преступников. Менее 1% предпринимателей уверены в том, что в случае конфликта с региональными властями они смогут защитить свои законные интересы в суде. Около 70% предпринимателей считают свои шансы отстоять интересы в суде очень слабыми или вообще не видят таких шансов.

Ситуация в Орле во многом является типичной. Руководящие посты в местных администрациях в России все еще занимают бывшие высокопоставленные коммунистические функционеры, которые быстро сориентировались и поменяли классовую борьбу на рыночную экономику. Но их лидерство в бюрократической структуре означало, что они могли использовать для контроля над экономикой своего региона во многом те же самые рычаги, которые они применяли в советские времена. Фирмы, близкие к губернатору, получают льготы и различные блага, в то время как независимый частный бизнес борется за выживание из последних сил.

История одного бизнеса

42-летняя Марина Ивашина начинала свою карьеру в качестве чиновника экономического отдела комитета партии. После начала горбачевских реформ, в 1990 году она открыла первый частный кооператив в городе - предприятие "Марина", которое шило детскую одежду, занималось изготовлением мебели, а также выпускало замороженные фрукты. Сопротивляясь гиперинфляции и рэкетирам, Ивашина открыла в Орле сеть магазинов. Среди образцов ее продукции, которые лучше всего продавались, была, например, раскладушка - такие кровати используют, в частности, врачи для отдыха во время ночного дежурства.

В 1998 году она открыла торговое предприятие "Детское питание" и стала торговать молочными смесями, которые закупала в Москве и в других местах. Так как после Чернобыльской ядерной катастрофы 1986 года радиоактивное пятно накрыло 40% Орловской области и большая часть сельхозземель оказалась заражена, регион стал зависеть от поставок импортных молочных продуктов.

Ее бизнес процветал, в то время как традиционные отрасли экономики области переживали упадок. Заводы, которые производили тяжеловесные советские компьютеры, инструменты и вакуумные трубы в стиле 50-х годов, закрывались один за другим, и тысячи людей становились безработными. В городе по сей день стоят фабричные здания, двери которых заколочены досками.

Среди этих развалин в экономике Орла стали вставать на ноги новые государственные монополистические предприятия. Одно из таких предприятий, которым владело правительство Строева во главе с его заместителем, скупило обанкротившиеся колхозы и стало крупным землевладельцем. Сегодня это предприятие продает топливо, семена и удобрения орловским фермерам и диктует цены на большую часть их продукции.

Другое предприятие, которое также находится в собственности областного правительства, является небольшой бизнес-империей, которая ведет деятельность в таких сферах, как сдача недвижимости в аренду, строительство и оказание финансовых услуг. Как результат, более трети трудоспособного населения Орла все еще работает в государственных компаниях.

Ивашина, которую вдохновили обещания Путина облегчить жизнь для малого бизнеса, в 2002 году написала в Кремль письмо на восьми страницах. В письме она пожаловалась на то, что вмешательство бюрократов и огромные налоги привели российское предпринимательство к катастрофическому состоянию.

Это письмо было опубликовано в интернете, и под ним поставили свои подписи более 12 тысяч российских бизнесменов.

Вскоре после этого Ивашину сделали руководителем Орловского отделения ассоциации "Опора России". Это дало ей платформу для того, чтобы бросить вызов Егору Строеву.

Строев, который имеет прирожденную способность к выживанию, является единственным представителем бывшего политбюро ЦК КПСС, который все еще остается в политике. Он выиграл последние губернаторские выборы в области в 2001 году, набрав 91,5% голосов. Ивашина говорит, что он обращается с регионом как со своим феодальным поместьем.

Строев отмахивается от критики, которую высказывает "эта скандальная женщина". По его словам, Ивашина ведет кампанию в целях продвижения своих бизнес-интересов. "Это просто новая борьба с целью дележа собственности", - говорит Строев.

Строев, который является ярко выраженным традиционалистом, сохранил многие черты коммунистического прошлого. У городского мемориала в честь Второй мировой войны - танка советских времен - стоит почетный караул школьников. Недавно горсовет Орла призвал вернуть прежнее название тем российским улицам и площадям, которые раньше носили имя советского диктатора Иосифа Сталина.

Но губернатор и его семья вполне приспособились и к рыночной экономике. Жена Строева, Нина, является членом совета директоров и акционером крупнейшего банка в регионе. Этот банк в 1994 году учредил Государственный пенсионный фонд, но сегодня банк является частным. Брат Строева, Владимир, возглавляет строительную фирму и является председателем совета директоров другого банка, в числе владельцев которого - правительство Орловской области. Его сын - генеральный директор этого банка.

68-летний Строев, внешне напоминающий сельского джентльмена, в интервью, которое он дал в своем московском офисе, защищал коммерческие наклонности членов своей семьи. "Как мы можем построить рыночную экономику, если мы скажем, что некоторые родственники могут заниматься бизнесом, а другие - не могут?" - говорит Строев. В этот момент его дочь Марина Рогачева, сенатор верхней палаты российского парламента, внесла поднос с чаем и печеньем для визитеров.

После того как роль Ивашиной в организации "Опора России" выросла, она начала вести кампанию против системы, которую создал Строев. В 2003 году она написала статью, в которой критиковала "административное беззаконие" в Орле и утверждала, что бизнесменам, которые пытались получить разрешение на свои новые проекты, приходилось платить огромные взятки местным чиновникам.

Примерно в то же самое время "Опора России" организовала телефонную "горячую линию" для жалоб, по которой, как говорит Ивашина, поступало до 400 звонков в день. Главной проблемой, судя по звонкам, являлись бесконечные проверки со стороны пожарных, санитарных инспекторов и милиционеров, которые, как утверждает "Опора России", "придумывают нарушения", а затем требуют плату за то, чтобы закрыть на них глаза.

"Опора России" опубликовала шокирующие примеры. Один предприниматель рассказал, что его аптеку закрыли из-за того, что на одном из ее окон не было сетки от комаров. Его доводы о том, что на дворе декабрь и еще слишком холодно для появления комаров, были проигнорированы. Владелец молочного магазина рассказал, как его оштрафовали за то, что он не знал, какой процент цинка содержится в его сметане.

В июне 2003 года Ивашина направила свою статью в горсовет Орла, в средства массовой информации и в Москву, в правительство. Два дня спустя основной банковский счет "Детского питания" был заморожен.

Ивашина собиралась рассчитаться с поставщиками, когда кассир в банке сказал ей, что налоговые органы приказали блокировать ее банковский счет. У нее ушло два месяца на то, чтобы получить распоряжение об этом в письменном виде. В этом распоряжении утверждалось, что Ивашина не отчиталась о налогах за 2002 год. Предпринимательница предъявила налоговикам свои документы - копию квитанции о том, что отчет был отправлен в налоговые органы, и даже письмо о том, что она переплатила налоги. Она предложила подать документы вновь и направила жалобу в областную налоговую инспекцию, но получила отказ.

Ивашина обратилась к Александру Володькину, орловскому чиновнику, который отвечает за развитие малого бизнеса. Чиновник попытался повлиять на налоговиков, но они были непреклонны. В интервью Володькин признал, что налоговые органы были негативно настроены по отношению к Ивашиной из-за того, что она находится в оппозиции.

Нина Азарова, налоговый инспектор Ивашиной, отрицает, что она выполняла приказ "сверху". "Мы замораживаем счета довольно часто, - говорит она. Это очень эффективный способ заставить людей платить налоги". Инспектор утверждает, что Ивашина не выполнила ее просьбу выслать отчет о возврате налогов.

В ноябре 2003 года предприятие "Детское питание", которое стало задыхаться от нехватки наличных средств, прекратило всю свою деятельность в Орле, были закрыты магазины, мастерские и склады предприятия и уволены 40 работников. Все еще работают восемь магазинов за пределами Орла, но, по словам Ивашиной, доходы упали на 75%.

После этого Ивашина начала свой "крестовый поход" против Строева, основав оппозиционную еженедельную газету "Орловские новости".

В втором номере, вышедшем в апреле прошлого года, газета опубликовала "прайс-лист" взяток. Газета утверждала, что организация проверки нового предприятия в городе стоила около 100 долларов. Бизнесмены, которые хотели арендовать муниципальную собственность даже небольшой площади со стоимостью аренды 200 долларов в месяц, должны сверх контракта платить 5000 долларов. Также чиновники заставляют бизнесменов вносить средства в сомнительные "благотворительные" фонды, деятельность которых является закрытой для публики.

Публикация этого "прайс-листа" вызвала большой резонанс, о нем упомянули в ток-шоу по национальному телеканалу. Строев был в ярости. По его словам, самая большая проблема в Орле - не чиновники, которые берут взятки, а бизнесмены, которые уклоняются от уплаты налогов. "Они указывают официальную зарплату в размере 1000 рублей, а на самом деле платят 4000-5000 рублей", - говорит Строев.

Через месяц "Орловские новости" оказались в центре нового скандала. Строев, который большую часть 90-х годов был председателем верхней палаты российского парламента и которого вместе с другими губернаторами Путин в 2001 году лишил права заниматься парламентскую должность, пошел на необычный шаг и предложил на свое место кандидатуру своей дочери. В мае прошлого года Орловская областная Дума одобрила кандидатуру Рогачевой.

Строев защищает свой выбор: "Буш-старший сделал своего сына президентом, жена Клинтона стала сенатором, но никто не критикует их за это".

"Орловские новости" опубликовали большую статью под заголовком "Хорошо, что это была не лошадь", в которой газета сравнила Строева с римским императором Калигулой, который сделал своего коня римским консулом.

Вскоре Ивашиной позвонил мужчина, который не назвал своего имени. Он сказал, что "руководство" в гневе по поводу этой статьи и было бы лучше, если бы эту статью не публиковали. Вскоре Ивашину атаковали двое молодых людей с кастетами, когда она утром вышла из лифта в своем подъезде. Она получила сотрясение мозга и рану на лбу. Милиция начала расследование, но нападавших так и не нашли.

Вскоре у "Орловских новостей" начались проблемы. Милиция убрала рекламу газеты из городских троллейбусов. Типография разорвала контракт с газетой, то же сделал и интернет-провайдер. "Орловские новости" продолжают печататься в соседнем регионе, в Брянске, и распространяются в Орле тиражом 13 тысяч экземпляров.

Ивашина продолжает свою борьбу против Строева. "Я делаю это ради моих детей, - говорит она. - Я хочу жить в условиях свободной рыночной экономики, а не в бандитском государстве".

Источник: The Wall Street Journal


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru