Financial Times | 27 апреля 2011 г.
Сталинские ужасы до сих пор баламутят Россию
Нил Бакли
Российского правозащитника Арсения Рогинского трудно напугать, но даже его шокировало недавнее электронное письмо, автор которого угрожал поджечь московское отделение организации "Мемориал", пишет в Financial Times Нил Бакли. По словам Рогинского, угрозы и оскорбления звучат и по телефону. Эта вспышка ненависти вызвана участием "Мемориала" в составлении проекта, цель которого - осмыслить тоталитарное прошлое России и отдать дань памяти жертвам сталинизма.
Программа Президентского консультативного совета в феврале была принята Медведевым на рассмотрение. "Даже ее частичное осуществление уже станет экстраординарным шагом для страны, которая за 20 лет, минувшие с распада СССР, так и не осмыслила должным образом свою бурную историю XX века", - полагает корреспондент.
Предлагается, например, поставить памятники жертвам сталинского террора рядом с памятниками павшим на Великой Отечественной войне, а также открыть архивы, разместить в интернете документы о сталинском терроре и запретить называть улицы в честь виновников репрессий.
"Более спорное предложение - запретить занимать государственные должности всем, кто отрицает или оправдывает преступления сталинского периода", - говорится в статье. Компартии особенно не понравится идея "решить вопрос" о том, должно ли тело Ленина оставаться в мавзолее. Среди авторов программы - советник Путина Сергей Караганов, что указывает на одобрение проекта истеблишментом.
"Это уже третья крупная попытка осмыслить ужасы сталинизма", - пишет Нил Бакли, напоминая, что первая, в 1950-е годы, завершилась вместе со смещением Хрущева, а вторая, при Горбачеве, отошла на второй план при переходе к рыночной экономике.
"Текущие планы особенно поразительны, поскольку минувшие 10 лет почти все подвижки шли в противоположном направлении", - пишет газета. "При Путине стало приемлемым на интеллектуальном уровне защищать Сталина так, как было невозможно даже в 1970-е годы", - сетует Рогинский.
Впрочем, за последние два года произошли и другие события: Россия помирилась с Польшей, Медведев принял сторону тех, кто критиковал планы Лужкова вывесить портреты Сталина. "Пожалуй, главным подспорьем стали дебаты о необходимости модернизации российской экономики, инициированные Медведевым", - считает автор статьи.
Но, как и можно было ожидать, планы натолкнулись на сопротивление "коммунистов, националистов и безумных сталинистов", по выражению Рогинского. Теперь программу должны обсудить такие ведомства, как ФСБ. "Авторы признают, что программу, возможно, отменят. Многое зависит от того, останется ли Медведев на второй срок", - заключает корреспондент.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях