Статьи по дате

Le Monde | 27 августа 2001 г.

Разочарованная Молдавия возвращается в лоно России

Софи Шихаб

Спокойная и зеленая столица Молдавии, умело скрывает тот факт, что она стала столицей ?самой бедной страны в Европе?: ранее, самой бедной европейской страной считалась Албания. Кроме того, маленькая Молдавия стала для российских коммунистов-путчистов 1991 года ?учебным эпизодом?. Спустя 10 лет после бесперспективной попытки спасти СССР, они утверждают, и с ними никто не спорит, что их идеи подхвачены путинским руководством и что эти идеи начинают приносить свои плоды: Украина, Азербайджан и другие республики вынуждены идти на сближение с бывшим ?центром?, Москвой.

Нигде эта тенденция не проявляется более очевидным образом, чем в Молдавии, первом государстве СНГ, где в феврале 2001 года был избран коммунистический парламент, а затем 4 апреля - и президент коммунист. ?Истинный? коммунист, Владимир Воронин, возглавляет Партию коммунистов Молдавии.

Партийный еженедельник ?Коммунист? наносит удары серпом и молотом, поет дифирамбы Владимиру Путину, ?китайским коммунистическим братьям? и пакту Молотова-Риббентропа, благодаря которому, как утверждает издание, ?после 22 лет румынской оккупации была освобождена Бесарабия, воссоединившаяся с великой семьей советских республик?. Иными словами, повторяется известная сталинская версия одного из ключевых моментов истории этой провинции, входившей в состав оттоманской империи, царской империи, Румынии и затем Советского Союза. Молдавию населяют в основном румынские крестьяне, чьи внуки провозгласили независимость в августе 1991 года (спустя 10 дней после провала Московского путча). Они сразу же предложили свою историческую версию: Молдавия является ?румынской землей, оккупированной Красной Армией?.

Новый президент Воронин медлил не больше трех месяцев и предложил вновь преподавать в школах ?Историю Молдавии?, иными словами сталинский вариант развития исторических событий. В Кишиневе отреагировали на это предложение довольно живо, однако лишь около ста учителей вышли на улицу, заявляя о том, что ?они смогут вынести четыре года правления коммунистов лишь при одном условии: они должны оставить в покое ?румынскую культуру?. В связи с этим, стоит отметить, что времена массовых националистических выступлений в Молдавии, где более двух третей населения говорят на молдавском языке, уже прошли.

Основной причиной этой апатии стала ужасающая бедность, которая, в отличие от других стран СНГ, продолжает углубляться. Более 80% населения живут на 1 доллар в день. Деревни этой бывшей ?житницы? СССР живут обособленно и выживают благодаря своим иммигрантам - молдавские девушки, как известно, чаще всего пополняют ряды проституток в Албании и России.

Но другая, более специфическая причина, заключается в умении сталинских последователей решать ?национальный вопрос?, в противоположность отсутствию опыта в данной области у первых националистических руководителей Молдавии, воспитывавшихся в тоталитарном мире.

Они постоянно повторяют о позорном поражении в войне в Приднестровье (1991-1992 годы), типичном конфликте для так называемых этнических групп, которыми российским спецслужбам удавалось успешно манипулировать, чтобы сохранить российское присутствие в республиках, стремящихся к самостоятельности. Несмотря на решение ОБСЕ, российские войска все-таки остались в сепаратистской Приднестровской республике, расположенной на полосе территории между Молдавией и Украиной, где сконцентрирована большая часть промышленных предприятий Молдавии. Это позволяет Кремлю держать Кишинев в ?ежовых рукавицах? (контроль над энергетическими ресурсами, транспортом и т.д.).

?Нормализация? Молдавии ( после референдума 1994 года, проведенного с тем, чтобы избежать любого союза с Румынией), таким образом, продвигалась успешно вплоть до того момента, когда к власти пришла молдавская коммунистическая партия. Было время, когда ее возглавляли бывшие аппаратчики, иногда засылаемые непосредственно из Москвы. Они сразу же становились ?демократами?, богатыми и коррумпированными. На глазах беднеющего и разуверившегося населения.

?Все политики нас обманывают, но коммунисты, по крайней мере, вероятно, могут, получить помощь от России. Если и у них ничего не получится, нам останется только просить милостыню или умереть?, - вздыхает Ион Кристеа, водитель старого автобуса. Он голосовал за коммунистов в надежде воспользоваться хотя бы крохами от новых российских нефтедолларов. Также как и другие 50% принявших участие в голосовании на внеочередных парламентских выборах в феврале 2001 года. Решение об их проведении было принято после конституционного кризиса. Другая половина голосовавших распределилась между правыми (к ним здесь относят прорумынски настроенных политиков) и центром (бывшие руководители). Большая часть партий не сумела преодолеть установленный 6-процентный барьер. И таким образом, парламент, в котором 70% мест принадлежит коммунистам, избрал президентом страны Владимира Воронина.

Этот 60-летний генерал-майор, наполовину русский, наполовину молдаванин, всегда подчинялся Кремлю. Он был последним министром внутренних дел советской Молдавии. Он возвратился в Молдавию в 1994 году, чтобы поднять коммунистов на захват власти. ?Им нужна Молдавия, чтобы оказывать давление на Украину?, - поясняет Оазу Нантой, лидер социал-демократической партии Молдавии и консультант Института общественной политики Джоржа Сороса в Кишиневе. По его словам, в ноябре 2000 года, ?непосредственно накануне кризиса, завершившегося его избранием, Воронина принимали в Москве Владимир Путин и его советник Владимир Крючков, чтобы ?отшлифовать сценарий?. Иными словами, молдавского лидера принимали бывший глава КГБ, который стал ?мозгом? путча 1991 года, и является страстным поклонником Юрия Андропова, и Владимир Путин, который стал официально принимать Воронина в Кремле, тогда как во времена правления Бориса Ельцина с ним велись лишь закулисные переговоры.

Конечно же, истинный коммунист Воронин, вместе со своим сыном банкиром, говорит о необходимости соблюдения прав человека. Он также говорит о демократии и рыночной экономике - неизбежных лозунгах для страны, имеющей огромную внешнюю задолженность, и пребывающей в ожидании возобновления помощи со стороны МВФ. Москва вынуждает его продолжать попытки обольщения западных кредиторов. Включая соседнюю Румынию, чтобы замедлить процесс изоляции Молдавии от стран, получивших предложение вступить в евро-атлантические институты.

Однако фактом остается то, что Владимир Воронин, построивший свою избирательную кампанию на обещаниях скорейшего сближения с Москвой, путем присоединения к Союзу Россия-Белоруссия, любимому детищу бывших путчистов и их друзей, с момента своего избрания, упорно оказывается отречься от этого обещания. В то же время, Кремль продолжает прилагать усилия, направленные на вовлечение в этот новый военно-политический блок не только Молдавии, но и Украины.

Источник: Le Monde


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru