The Washington Post | 27 августа 2003 г.
Россия отворачивается от своих старых союзников в сторону США
Питер Бейкер
Последние два года Россия дважды принимала у себя лидера Северной Кореи и возила его на железнодорожные экскурсии по стране, вполне соответствующие уровню королевской особы. В этом году, однако, никакого путешествия на поезде для Ким Чен Ира не было, зато были российские военные корабли около северокорейского побережья.
Российские вооруженные силы проводят серию сложных военных учений на Дальнем Востоке, в рамках которых готовятся, в частности, к разрешению любого кризиса с беженцами, который может начаться в случае падения правительства Северной Кореи или втягивания страны в войну с США. Факт проведения учений так обидел чиновников в Пхеньяне, что они злобно осудили российские маневры и отказались направить к месту их проведения своих наблюдателей.
Этот шаг со стороны России продемонстрировал, что Северная Корея, пытающаяся отразить международную критику в адрес ее ядерной программы, более не может рассчитывать на безграничную поддержку Москвы.
Готовясь к шестисторонним переговорам, которые начнутся в Пекине в среду, Россия призвала своего старого корейского союзника найти точки соприкосновения с США и отказаться от своих атомных амбиций. "Корейский полуостров должен быть свободен от ядерного оружия", - заявил министр иностранных дел Игорь Иванов на прошлой неделе.
Отвернувшись от сталинистского правительства, Россия присоединилась к широкому дипломатическому давлению на Северную Корею.
Прошлым летом Москва, казалось, пошла собственным путем, обихаживая представителей "оси зла", обозначенной президентом Бушем. Россия вела переговоры с Ираком о заключении экономического соглашения на 40 млрд долларов, предложила Ирану помощь в создании пяти ядерных реакторов, открыла двери Ким Чен Иру, несмотря на то, что Вашингтон активно добивался его изоляции.
И тем не менее год спустя Кремль сделал шаг навстречу сотрудничеству с США. За два прошедших месяца российские чиновники перестали говорить о расширении ядерной помощи Ирану и начали оказывать большее давление на эту страну с тем, чтобы она впустила международные инспекции. Российские дипломаты в ООН не стали выступать против послевоенной политики США и присоединились к Китаю в попытках заставить непокорную Северную Корею перейти к переговорам.
"Течение внешней политики в России, несомненно, изменилось, - отмечает Дмитрий Тренин, аналитик Московского центра Карнеги. - Трансформация произошла очень спокойно. И это очень интересно. Не было никаких громких заявлений. Однако все запели по-другому".
Российские планировщики считают, что это изменение не в сути, а в калибровке. Михаил Маргелов, советник президента Путина и председатель комитета по международным отношениям в Совете федераций, верхней палате парламента, полагает, что гармония в американо-российских отношениях обусловлена более четкой координацией усилий, нацеленных на избежание недоразумений.
"Сегодня у нас много общего, - заявил он в интервью. - Чего нам удалось достичь за последние несколько месяцев, особенно после иракского кризиса, так это перехода контактов на более действенный уровень". В конце концов, добавил он, "когда дело доходит до Ирана и Северной Кореи, ни Россия, ни США, конечно, не хотят, чтобы у этих стран были ядерные бомбы".
Другие чиновники и аналитики указывают на два фактора, стоящие за изменениями в России: во-первых, Москва опасается, что ее исключат из процесса принятия ключевых международных решений, как это было во время иракской войны; во-вторых, в России растет осознание того, что Иран и Северная Корея могут действительно представлять серьезную угрозу.
"Россия хочет, чтобы ее уважали и считали страной, которая может и должна играть существенную роль на мировой арене", - говорит конгрессмен-республиканец Курт Велдон, ведущий эксперт конгресса по американо-российским отношениям. На днях он побывал в России на некогда секретном заводе по обогащению плутония в сибирском городке Железногорск. Вашингтон должен поддержать это стремление России, отмечает Велдон, и, прежде всего, снять торговые ограничения, наложенные на Россию более 30 лет назад.
Однако даже новый уровень сотрудничества может не полностью удовлетворять требованиям Вашингтона. Например, Москва до сих пор отказывается аннулировать контракт стоимостью 800 млн долларов по постройке ядерного завода в иранском порту Бушер. Кроме того, Россия поддержала предложение Северной Кореи о том, чтобы в качестве одного из условий любой сделки по урегулированию ядерного кризиса США дали обещание не атаковать Северную Корею. Вашингтон пока воздерживается от подобных гарантий.
Эти вопросы были вынесены на обсуждение во время встречи в Москве помощника госсекретаря США Джона Болтона с высокопоставленными российскими чиновниками. Американские дипломаты призывают Москву передать решение вопроса о ядерной программе Ирана на рассмотрение в ООН, однако Россия медлит с ответом.
На протяжении многих лет Россия игнорировала или отрицала факт того, что российские ученые в Иране помогали стране реализовывать ракетную и ядерную программы. И все же ключевым моментом в эволюции российской позиции, по мнению чиновников с обеих сторон, стало сообщение иранских оппозиционеров о существовании в Иране двух секретных ядерных объектов помимо Бушера.
Открыто российские чиновники не прореагировали на эту информацию. Однако после этого Москва потребовала от Ирана подписать обязательства о том, что он вернет России все отработанное ядерное топливо с Бушерского завода и согласится впустить инспекции МАГАТЭ.
Россия провела в Москве переговоры с чиновниками Южной и Северной Кореи и признала лидерство Китая в многосторонних переговорах, которые начинаются на этой неделе. Военные учения на Дальнем Востоке, в которых также обыгрываются ситуации, при которых требуется, к примеру, остановить северокорейское судно, груженное ядерным оружием, не были, по словам Тренина, "упражнениями в пиаре". "Я думаю, что они были чертовски серьезными", - подчеркивает он.
По словам Василия Михеева, бывшего российского дипломата в Пхеньяне, Кремлю несложно отвернуться от Северной Кореи, потому что с этим маленьким соседом Россию связывают незначительные экономические интересы - в отличие от Ирака. Оппозиция России американской войне в Ираке была обусловлена заинтересованностью России в иракской нефти. И теперь, когда война окончена, Москва хочет выбить выгодные контракты для своих нефтяных компаний.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях