Статьи по дате

Newsweek | 27 августа 2007 г.

Припадок безумия

Оуэн Мэтьюз и Анна Немцова

Российские власти отправляют тех, кто их критикует, в психиатрические больницы. Теперь, если человек возвышает свой голос, это выглядит как признак безумия

Советские врачи когда-то шутили, что лучший способ загреметь в психиатрическую больницу - это послать Леониду Брежневу телеграмму критического содержания. Теперь этот старинный "юмор висельника", возможно, снова возродится. Врачи и оппоненты Кремля говорят, что за прошлый год как минимум 10 журналистов, политических активистов и лиц, критиковавших местные власти, были неправомерно госпитализированы в клиники для душевнобольных. И хотя принудительное психиатрическое лечение по политическим мотивам все еще встречается редко, Независимая психиатрическая ассоциация - московская организация, занимающаяся мониторингом в этой области, - утверждает, что российские психбольницы регулярно используются нечистоплотными родственниками и преступниками для того, чтобы в корыстных целях отправлять туда "лишних" родственников. "Мы постоянно наблюдаем случаи, когда психиатры берут взятки и фальсифицируют диагнозы", - говорит Геннадий Гудков, член комитета Госдумы по безопасности.

В некоторых случаях госпитализация воспринимается как способ разрешения споров о недвижимости или семейных ссор. Сейчас разбираются два уголовных дела: врачи из Нижнего Новгорода и Ульяновска отданы под суд по обвинению в том, что они отправляли стариков в психиатрические больницы и продавали их квартиры в целях личного обогащения. (Один ответчик признал себя виновным; другой утверждает, что пациенты давали согласие на продажу недвижимости.) Но все чаще в больницах оказываются те, кто критикует власти. Юрий Савенко, глава Независимой психиатрической ассоциации, говорит, что почти каждый день слышит о новых политических делах. Самую широкую огласку на данный момент получил случай 48-летней Ларисы Арап из Апатитов, города близ Мурманска, которая в июне дала местной газете интервью, где резко критиковала состояние государственных психиатрических больниц в области. Арап также была активисткой местного отделения Объединенного гражданского фронта - политического движения, находящегося в оппозиции к Кремлю. В начале июня она пошла в поликлинику для рутинного медицинского осмотра, необходимого по закону для продления ее водительских прав. Но, как она вспоминает, кто-то из поликлиники позвонил в милицию, и к вечеру она была госпитализирована в психиатрическую больницу, раздета догола, привязана к кровати и получила дозу снотворного. "Врачи сказали мне, что я подвергнусь всем методам лечения, на которые жаловалась в газеты, - сказала Арап в интервью NEWSWEEK, когда еще находилась в больнице. - Они мне также сказали, что я заперта здесь до конца жизни". Главный врач больницы, Евгений Зенин, заявил в интервью NEWSWEEK: "Нас не волнует, что нам говорят независимые комиссии психиатров, или ООН, или даже инопланетяне. Коль скоро мы решаем держать пациента здесь, мы так и делаем. Суды всегда послушаются нас и больше никого". Однако Арап повезло в том, что Объединенный гражданский фронт поставил в известность мировую прессу и пожаловался российскому омбудсмену, уполномоченному по правам человека.

Уполномоченный по правам человека послал в Апатиты делегацию для пересмотра дела Арап, и ее признали вменяемой. На прошлой неделе она была освобождена. Но другие дела все еще не нашли своего завершения. Андрей Новиков, журналист одной из газет города Рыбинск в Центральной России, в этом году был заключен в тюрьму по обвинениям в "экстремизме" после того, как публично критиковал политику Владимира Путина в Чечне. В феврале Новиков был направлен на принудительное психиатрическое лечение; как сказано в заключении врачей, имеющемся в материалах суда, оно "продлится столько, сколько потребуется для полного выздоровления его психики".

Другой журналист, Павел Кузнецов, в феврале был объявлен "психически больным", поскольку раскритиковал в газете некомпетентность местных властей. 34-летняя Ольга Попова, инженер, оказалась в московской психиатрической больнице номер 13 после того, как в июне пришла на прием к депутату Госдумы Светланы Савицкой, чтобы пожаловаться на предполагаемые злоупотребления в московском Институте социальной и судебной психиатрии имени Сербского. Савицкая сказала в интервью NEWSWEEK, что считает свою посетительницу "сумасшедшей". Она вызвала милицию для того, чтобы удалить Попову из своего кабинета, и написала записку, где сообщала, что с ее точки зрения Попова душевнобольна. На основе этой записки Попова и была помещена в больницу. Три врача из Независимой психиатрической ассоциации, боровшиеся за освобождение Поповой, обследовали ее и не нашли "оснований для принудительной госпитализации". На данный момент Попова оспаривает законность своей госпитализации через суд.

У старых диссидентов вроде Владимира Буковского, который был принудительно госпитализирован в психиатрическую больницу в 1960-е годы, эти истории пробуждают леденящие кровь воспоминания. "Как только ты становишься пациентом психиатрической больницы, - говорит он, - любые твои попытки критиковать систему или методы лечения будут расцениваться как признак или даже как доказательство помешательства". Похоже, в современной России, как и в Советском Союзе, нужно быть почти что безумцем, чтобы высказываться критически.

Источник: Newsweek


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru