The Guardian | 27 августа 2008 г.
Прецедент Принципа
Редакция
Постоянный представитель России в НАТО Дмитрий Рогозин вчера выразил надежду, что президент Грузии не станет для истории новым Гаврило Принципом, сербским националистом, спровоцировавшим Первую мировую войну. Два года назад высокопоставленный российский дипломат воздержался бы от таких сравнений. Локальные противоречия никогда бы не позволили помешать потоку нефтедолларов, получаемых Россией на Западе. А теперь Россия, похоже, захотела разрушить эти стратегические отношения.
Действуя даже вопреки Германии и Франции, придерживавшимся наиболее беспристрастного подхода к грузинскому конфликту, российский президент Дмитрий Медведев подписал указ о признании независимости Южной Осетии и Абхазии. На него почти не оказывалось давление. Обе провинции провозгласили независимость от Тбилиси с 1991 года, когда бывший президент Грузии Звиад Гамсахурдия со свойственной ему горячностью попытался захватить их. После признания независимости осетины и абхазы не будут спать спокойнее. Это не поможет прекратить этнические чистки грузинских деревень в этих анклавах, которые осудил вчера российский министр иностранных дел Сергей Лавров.
Однако отрицание принципа территориальной целостности Грузии имеет последствия и при том очень значительные для региона в целом. Это подрывает суверенность каждого из соседей России, у многих из которых есть аналогичные сепаратистские анклавы. Это ослабляет собственные границы Российской Федерации. На севере Кавказского горного хребта есть десятки сепаратистских интересов, для которых вчерашнее решение может стать опасным прецедентом. Если Россия полагает, что ей удалось угомонить народы, проживающие в Чечне, за которую она провела две войны, ей надо подумать еще раз.
И что еще хуже, Россия своими действиями облегчает вступление Грузии в военный альянс с Западом. Это заманчивое вознаграждение, к которому Михаил Саакашвили, грузинский президент, давший приказ своим войскам атаковать Цхинвали, стремился изо всех сил. Это такое вознаграждение, ради которого, как он может подумать, стоило пожертвовать двумя регионами своей страны.
Черное море тоже становится опасно милитаризованным. В него направились девять западных военных кораблей. Американский военный корабль с гуманитарной помощью на борту направляется к черноморскому порту Поти, рядом с которым по-прежнему стоят российские войска. И флагман российского флота в Севастополе тоже отчалил. Региону не хватало еще, чтобы ударные силы ВМС США конкурировали в нем с российскими. Пока ситуация не вышла из-под контроля, обе стороны должны увидеть, где лежат их стратегические интересы, и предпринять шаги по урегулированию конфликта.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях