Статьи по дате

Le Temps | 27 августа 2018 г.

Появление границы в Мегрелии

Клеман Жирардо

На западе Грузии, на подступах к самопровозглашенной республике Абхазия, семьи были разделены и люди отстранены от своего имущества из-за конфликта, замороженного на десять лет, пишет специальный корреспондент швейцарской газеты Le Temps в Зугдиди Клеман Жирардо.

Небольшая стена из бетонных блоков окружает бывший интернат. Здесь вот уже 25 лет в облупившемся здании, построенном в советскую эпоху, живут 20 семей беженцев первого абхазско-грузинского конфликта. В ходе этой братоубийственной войны более 200 тыс. грузин сбежали из соседней провинции Абхазия, которая тогда провозгласила свою независимость. Бывший интернат находится в пригороде Зугдиди, города с населением 40 тыс. человек, административного центра соседней провинции Мегрелия, где с 1990-х годов перемещенные лица все еще теснятся в старых зданиях и в антисанитарных условиях, говорится в статье.

"Мы чувствуем себя покинутыми", - возмущается Кети Хубулава, обвиняя то грузинское правительство, то международные организации и НПО. Она работает уборщицей и живет в 20-метровой комнате со своим сыном и 80-летней матерью, описывает журналист.

С 1993 года бывшая административная граница с провинцией Мегрелия стала для Абхазии восточной границей ее нового государства, говорится в статье.

Во время новой войны в августе 2008 года российские войска столкнулись с грузинской армией в центре страны, вокруг района Южной Осетии, но они также открыли второй фронт на западе и оккупировали значительную часть Мегрелии, напоминает автор статьи. В конце августа исполняется ровно 10 лет с того момента, как российский президент Дмитрий Медведев признал независимость Абхазии и Южной Осетии. Такому решению аплодировали в Сухуми и Цхинвали, но оно сделало оба конфликта еще более запутанными.

В деревне Шамгона несколько десятков метров разделяют два берега реки Ингури. Валуны облегчают пеший переход. "Напротив стоят российские, а не абхазские пограничники, несущие караул. Если ты перейдешь, тебя могут арестовать, хотя для нас это никогда не считалось границей", - утверждает 33-летний Виталий Ехвая.

С осени 2008 года Миссия наблюдателей ЕС (EUMM) ежедневно патрулирует разграничительную линию на своих синих внедорожниках с флагом с 12 звездами, передает журналист. "В последние годы мы наблюдаем ужесточение административной границы, которая становится все более непроходимой. При поддержке России абхазы постепенно пытаются установить фактическую границу", - заявляет датский дипломат Эрик Хёг, глава EUMM в Грузии.

Русские и абхазы приводят доводы о безопасности, но процесс "установки границы", происходящий в Южной Осетии, вредит свободе передвижения. У местного населения зачастую собственность и семьи находятся по обе стороны демаркационной линии, указывает Жирардо.

"Жизнь становится менее свободной, у грузин часто возникают проблемы с полицией", - свидетельствует Нукри, 22-летний студент университета в Зугдиди. Его семья проживает на другой стороне. Он регулярно ездит туда и обратно между двумя пунктами и отмечает ухудшение положения грузинских резидентов в округе Гали. "Больше не осталось ни одной школы, где преподают на грузинском языке. В других местах тоже русский язык. Даже в церкви они стирают надписи на грузинском".

Источник: Le Temps


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru