Die Presse | 27 декабря 2001 г.
Несмотря на попутный ветер, у России еще есть препятствия на пути в ВТО
Ульрих Гайден
Россия поставила себе цель вступить в ВТО в 2003 году. Политические реформы и текущие структурные изменения подтверждают реальность такого развития событий. Однако некоторым секторам экономики вступление в ВТО грозит негативными последствиями.
День вступления России в ВТО приближается. Глава ВТО Майк Мур объявил недавно в Женеве о возможности принятия России в ВТО в середине 2003 года. Президент Владимир Путин с самого начала пребывания на своем посту высказывался о вступлении в ВТО как о стратегической цели. После событий 11 сентября и начала российско-американского сотрудничества климат на переговорах по этому вопросу изменился в лучшую сторону.
Российский экономический журнал "Эксперт" сообщал, что на последнем раунде переговоров в Женеве был сделан большой шаг вперед. Согласовано более 80% тарифов по промышленной продукции. Сдвинулся с мертвой точки и вопрос о российском сельском хозяйстве. Непосредственно после встречи первых лиц ведущих индустриальных держав и России (G-8) в Генуе американские министры финансов и торговли, Пол О'Нилл и Дональд Эванс, предложили России помощь в вопросе о вступлении в ВТО.
С тех пор руководитель делегации США в Женеве Роберт Целлик ведет оживленную переписку с министром экономического развития России Германом Грефом, обсуждая конкретные сроки переговоров. На этой неделе свою позицию озвучили и европейцы. Итальянский министр иностранных дел Ренато Руджеро, бывший когда-то генеральным директором ВТО, заявил в Москве, что Италия, Германия и Великобритания выступают за ускоренное вступление России в ВТО. При этом Руджеро призывал Россию к тому, чтобы она вела себя гибче в отношении антидемпинговых процедур.
Итальянский министр иностранных дел сказал, что европейские инициативы помогут России не только при вступлении в ВТО. Речь идет также о проведении реформ и последующем присоединении к "Евроатлантическому сообществу". Торговля с ЕС имеет для Москвы большое значение. 35% экспорта идет в Европейский Союз. После намеченного на 2004 год вступления в ЕС Польши и Литвы этот показатель возрастет до 50%.
В то время как российское правительство продвигает вступление в ВТО, формируется лагерь противников такого шага среди производителей "товаров народного потребления". "Отечественные производители" боятся значительных убытков, если на российский рынок начнут поступать иностранные товары, которые имеют более высокое качество, а освобожденные от высоких пошлин на импорт, они будут и более дешевыми. Пока российские товары не станут конкурентоспособными, страна не сможет вступить в ВТО, говорят в Российском союзе товаропроизводителей. Кроме сырья, военной техники и металлургической продукции Россия не может поставлять на мировой рынок конкурентоспособные товары.
Директор Ульяновского автозавода Эдуард Шпаковский ? это предприятие производит армейский джип "УАЗ", очень популярный, в том числе у населения ? категорически против вступления в ВТО. Шпаковский откровенно заявил, что он боится дешевых и комфортабельных западных машин. Русские лоббисты вносят абсолютно бессмысленные предложения, с осуждением сказал один из сотрудников министерства Грефа. "Они хотят навсегда закрыть рынок ".
Экспортеры стали, такие как Алексей Мордашов из "Северстали", наоборот, всячески поддерживают вступление в ВТО. Российские экспортеры стали ожидают для себя после вступления ВТО льготных условий из-за того, что к ним не будут предъявляться претензии о нарушении антидемпингового законодательства. Сейчас российские производители стали при экспорте своей продукции в большинство западных стран должны подтверждать, что они не получают никакой поддержки от государства. Производители стали извлекают выгоду из низких российских цен на электроэнергию, однако при этом должны платить высокие экспортные пошлины.
Имеются сильные сомнения в целесообразности вступления в ВТО и у сельхозпроизводителей, так как сельское хозяйство ежегодно получает по 16,2 млрд. долларов в качестве государственных дотаций. Свои возражения есть и у российских авиастроителей. США, ЕС и Бразилия требуют от России снижения импортных пошлин на самолеты. Однако Москва готова их снизить только для самолетов и оборудования малой авиации.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях