Financial Times | 27 декабря 2004 г.
Год, когда считали миллиарды голосов
Брайан Грум
Если демократии нужен стимул, облаченные в оранжевое демонстранты, добившиеся повторного голосования на Украине, обеспечили его очень красиво.
Решимость сторонников Виктора Ющенко не признавать результаты фальсифицированных выборов - достойное завершение года, названного годом выборов. Более 1 млрд людей мира голосовали на примерно 60 президентских или парламентских выборах.
Всеобщие выборы в Индии, самой многонаселенной демократии мира, а также в США, России и Индонезии означают, что голосования прошли в странах, на долю которых приходится почти половина населения нашей планеты.
Украинская "оранжевая революция" была не единственным завоеванием демократии. В Грузии прошли парламентские выборы, которым предшествовала "революция роз", свергшая Эдуарда Шеварднадзе. Афганистан нынешней осенью преодолел хаос и сделал Хамида Карзая первым демократически избранным президентом.
Ноябрьские выборы в США поставили под сомнение точку зрения о снижении явки в зрелых демократиях. Джордж Буш набрал больше голосов, чем какой-либо президент в истории США, и явка составила 60%, то есть на 10% больше, чем в 2000 году. Люди голосуют, если считают это важным.
Может показаться странным, что демократия нуждается в продвижении. Она совершила огромный прогресс в 1980-е и 1990-е годы, сначала в Латинской Америке, затем - в Восточной Европе и Африке, свергая одного диктатора за другим. Программа развития при ООН в 2002 году сообщала, что 140 из почти 200 стран мира проводят многопартийные выборы.
Проблема в том, говорится в докладе, что "распространение демократизации замедлилось, и многие страны не способны консолидировать первые шаги по направлению к демократии, а несколько стран вновь сползают к авторитаризму. В 73 странах, где живет 42% населения Земли, нет свободных и честных выборов, а 106 правительств ограничивают многие гражданские и политические свободы".
Имели место возвраты к военному правлению, как в Пакистане в 1999 году, или псевдодемократическому правлению, как в Зимбабве. Выборы в Центральной Азии открыли дорогу диктатурам.
О чем говорят нам результаты выборов нынешнего года?
Этот год продемонстрировал сдвиг вправо, сравнимый с временами Рональда Рейгана и Маргарет Тэтчер в 1980-е годы.
Тенденций, связанных с действующей властью, не отмечалось. Действующие правительства потерпели поражения в Испании, Индонезии и Индии, но победили в США, России и Австралии. Настроения против действующей власти были сильны на выборах в Европарламент в июне, во многом из-за того, что правительства строили кампании на национальных проблемах, призывая избирателей вынести промежуточный вердикт.
Проблемы безопасности, наряду с социальной, расовой и религиозной напряженностью, оказывали влияние на выборы.
В целом год выборов укрепил позиции демократии. Избиратели пользовались своими правами, что порой давало неожиданные результаты.
В некоторых странах возникает старое беспокойство. Если события на Украине вселяют надежду, то растущий авторитаризм Владимира Путина в России тревожит. Американская организация Freedom House, ежегодно производящая оценку свободы в мире, снизила рейтинг России с "частично свободной" до "несвободной" страны. Она стала единственной страной, рейтинг которой понизился.
Но Путин остается популярным, и в марте он был переизбран президентом, набрав 71% голосов, и это говорит о том, что демократия не является гарантией либерализма.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях