The Guardian | 27 декабря 2005 г.
"Пепси" обошла "Кока-колу"
Дэвид Тизер
Главным газированным напитком в PepsiCo 12 декабря, скорее всего, было шампанское, а не кола. В этот день к концу торгов на Уолл-стрит рыночная капитализация компании достигла 98,4 млрд долларов, а рыночная стоимость конкурента, Coca-Cola, составила 97,9 млрд долларов. Впервые в истории двух компаний PepsiCo оценили выше.
Это преимущественно символический сдвиг, но ведь каков символ, и он продержится в ближайшие дни. "Настоящий напиток" пришел к финишу вторым.
Борьба за превосходство между Coca-Cola и PepsiCo является одним из величайших соперничеств в бизнесе. На примере двух фирм студенты учатся создавать мифологию брендов вокруг такой простой вещи, как коричневая газировка с кофеином и растительными экстрактами.
В последнее время они стали предметом изучения по другим причинам: PepsiCo - благодаря своей способности улавливать потребительские тенденции и приспосабливать свой бизнес к меняющейся ситуации; Coca-Cola - из-за неспособности сделать то же самое, может быть, потому, что ее продукция слишком долго была самым продаваемым напитком в мире.
В начале 2000 года рыночная капитализация Coca-Cola составляла около 128 млрд долларов, то есть почти втрое выше, чем у PepsiCo, которая оценивалась в 44 млрд долларов.
Продажи газированных напитков обеих компаний в странах с развитой рыночной экономикой остаются неизменными. Решающим фактором стала диверсификация PepsiCo от напитков, содержащих сахар, и понимание того, что потребителей все больше беспокоят ожирение и проблемы здоровья.
Высокая цена
В 1998 году компания приобрела производителя фруктовых соков Tropicana. Три года спустя она купила на аукционе Quaker Oats, заплатив 14 млрд долларов за возможность добавить в свой портфель напиток Gatorade (энергетический напиток. - Прим. ред.).
Coca-Cola вышла из борьбы, так как ее независимые директора, включая миллиардера Уоррена Баффета, выразили озабоченность по поводу высокой цены. Решение оказалось недальновидным.
Сегодня PepsiCo принадлежит около 81% процента быстро развивающегося рынка спортивных напитков в США. Ей принадлежит ведущий бренд соков Tropicana и главный американский бренд бутилированной воды Aquafina. В предыдущем квартале продажи негазированных напитков PepsiCo выросли на 24%.
Около 23% процентов прибылей PepsiCo приходится на долю газированных напитков, тогда как в Coca-Cola этот показатель достигает 85%. PepsiCo принадлежат такие производители закусок, как Walkers Crisps и Doritos, и аналитики отмечают, что широкий ассортимент продуктов помогает компании находить рычаги в работе с сетями супермаркетов.
Coca-Cola играет в догонялки. В июне она запустила в Британии линию соков Minute Maid. Она также представила бутилированную воду Dasani и напиток Powerade. В США Gatorade примерно в пять раз больше, чем Powerade.
Когда Coca-Cola наконец запустила бренд бутилированной воды в Британии, его поначалу приняли насмешливо, так как пресса поняла, что это дистиллированная водопроводная вода.
В нынешнем году акции PepsiCo выросли на 14%, а акции Coca-Cola упали на 1,2%.
Проблемы Coca-Cola, похоже, начались со смерти в 1997 году ее очень авторитетного генерального директора Роберто Гойзуэты. С тех пор компания сталкивалась с недостатком инвестиций, сокращением рабочих мест и управленческим хаосом. В мае прошлого года в компании появился третий после смерти Гойзуэты генеральный директор, ирландец Невилл Исделл.
На Уолл-стрит к назначению Исделла отнеслись прохладно. 60-летнего ветерана компании не сочли ни свежей кровью, ни двигателем перемен, необходимых Coca-Cola.
Вскоре после своего назначения Исделл откровенно заявил об ошибках Coca-Cola. Он резко уменьшил долгосрочные прогнозы прибыли и продаж и признал, что быстрых улучшений не будет.
Компания, заявил он, отстала от потребительских тенденций и работает ниже своих возможностей с 1997 года. Он отметил отсутствие "рекламы, направленной на создание символических брендов".
Он пообещал выделить еще 400 млн долларов на маркетинг и более энергично действовать на таких развивающихся рынках, как Китай и Индия. Компания направляет больше средств на инновации, собирая руководителей компаний со всего мира для обмена идеями.
Затем он устроил перестановки в руководстве, уволив глав отделов маркетинга и розничных продаж, забраковал такие непопулярные бренды, как ванильная кока-кола и версии Diet Coke с лимоном и лаймом.
Похоже, он кое-чего добился, и аналитики выражают осторожный оптимизм. Последние четыре квартала показатели прибыли улучшаются. В третьем квартале доходы выросли на 37%, до 1,28 млрд долларов, в основном за счет двузначного роста на развивающихся рынках Китая, России и Латинской Америки.
На декабрьской конференции аналитиков Исделл сообщил Уолл-стрит о планах на 2006 год. Планируется запуск новых продуктов во главе с Coca-Cola Blak, кофейной версии, которая появится на рынках Франции в январе, а затем будет представлена в других странах мира, включая США.
Компания запустила еще одну версию без сахара, Coca-Cola Zero, и энергетический напиток Full Throttle.
В числе других продуктов - газированная версия Dasani и энергетический напиток для женщин Tab Energy. Компания надеется скоро выйти на быстро развивающиеся сегменты рынка. Исделл заявил, что 2005 годом завершился переходный период в жизни Coca-Cola.
Напитки с мякотью
Тем временем PepsiCo пытается сохранить преимущество. Компания сосредоточила свои исследования на здоровых продуктах, включая фруктовые батончики Tropicana и газированную версию напитка.
В прошлом году она купила компанию Pete and Johnny, которая вышла на рынок с напитками, содержащими мякоть фруктов, под брендом PJ Smoothie.
В ходе последней телевизионной кампании фирма рекламировала здоровые напитки и закуски, включая Tropicana, воду Aquafina, печеные чипсы Lay's и батончики Quaker Granola Bars, которые она представляла под лозунгом здорового образа жизни.
У кого что
Бренды PepsiCo
Pepsi
Tropicana
Aquafina
Liptons Iced Tea
Frappuccino
Mountain Dew
Mirinda
Lay's potato crisps
Doritos
Quaker Oats
Gatorade
Quavers
Wotsits
Snack-a-Jacks
Sugar Puffs
Aunt Jemima's
Бренды Coca-Cola
Coca-Cola Diet Coke
Powerade
Oasis
Dasani
Fanta
Lilt
Sprite
Calypso
Five Alive
Just Juice
Kia Ora
Minute Maid
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях