The Washington Post | 27 декабря 2006 г.
Россия продолжает традицию показного гнева в ООН
Колум Линч
Россия бряцает новым оружием из своего дипломатического арсенала: им стала показная ярость в Совете Безопасности.
Российский посол Виталий Чуркин покинул закрытое заседание ООН 11 декабря, прервав важнейшую встречу по иранской ядерной программе. На просьбу объяснить, почему главные представители совета 15 стран не могут обсудить иранский ядерный кризис, Чуркин ответил: "Потому что. Потому что я так сказал".
Это вспышка гнева со стороны России вызвана недовольством из-за решения США поднять вопрос о политическом развитии Белоруссии - союзницы России, которая подвергается международному осуждению за репрессивную политику.
Произошедшее напомнило классическую советскую практику поведения в Организации Объединенных Наций, берущую начало еще в 1945 году. Тогда посол советского лидера Иосифа Сталина, Андрей Громыко, также использовал угрозы для получения политических уступок, пригрозив выйти из новой организации, если у членов Совета Безопасности не будет права вето. Сталин выиграл эту битву. Апогея эта практика достигла более чем через десять лет, когда советский лидер Никита Хрущев в своем известном выступлении на заседании Генеральной Ассамблеи ООН стучал ботинком по столу.
"Мы связывали такое поведение с Советами, но русские, судя по всему, переняли его, - говорит Эдвард Лак, историк из Колумбийского университета, специалист по ООН. - Это одна из тактик ведения переговоров. Другой стороне приходится общаться с вами так, как будто вам нанесено серьезное оскорбление. Иногда мы действовали аналогичным образом, так же действовали и другие".
Раздраженная реакция Виталия Чуркина на дипломатические оскорбления стала столь частой, что ряд дипломатов ООН изобрели слово для ее обозначения - Виталиация (Vitaliation по аналогии с "retaliation" - ответная мера). Бывший советский чиновник умело использует гнев российской стороны для достижения тактических побед в дипломатической сфере.
В ноябре США сняли санкции против российской авиастроительной компании "Сухой", поставляющей самолеты Ирану. Это произошло после того, как Чуркин и другие высокопоставленные российские представители намекнули, что могут поставить под угрозу переговоры по Ирану. "Если они хотят действовать сами, например введя односторонние санкции, им придется решать проблему в одиночку", - заявил Чуркин.
В декабре Чуркин выразил мнение, что США должны отказаться от идеи поднять вопрос о Белоруссии в Совбезе.
"Я не думаю, что они поднимут" этот вопрос вновь, сказал он. "Мы его обсуждали, и, полагаю, сейчас мы понимаем, что нужно сделать определенный выбор: либо мы используем Совет Безопасности в качестве важного инструмента обсуждения и разрешения важных международных проблем, либо позволяем ему превратиться в инструмент для пропагандистских акций. Мы предпочитаем сосредоточиться на важных вещах".
Высокопоставленные европейские представители заявили, что решение США поднять вопрос о Белоруссии стало беспричинной провокацией в адрес России во время важнейшей стадии переговоров по Ирану и Чуркин был прав, когда указал, что данный вопрос не представляет угрозы международному миру и безопасности - а именно это является основанием для вмешательства Совета Безопасности в тот или иной кризис.
Представители Великобритании, Франции и США в ООН убеждали Госдепартамент не упоминать Белоруссию в совете 15 стран до тех пор, пока не будут проведены переговоры по Ирану. Однако Госдеп не внял этим предупреждениям и поручил представителю США в Совбезе Уильяму Бренкику убедить СБ бдительно отнестись к событиям в Белоруссии, выразив беспокойство по поводу недавней 54-дневной голодовки находящегося в заключении бывшего кандидата в президенты Александра Козулина.
Один из высокопоставленных представителей США сообщил, что была удовлетворена просьба супруги Козулина, которая заявила, что муж прекратит голодовку, если Соединенные Штаты обсудят его положение в Совете Безопасности. В тот же день Козулин голодовку прекратил.
"Мы сделали это, чтобы спасти ему жизнь, и это был правильный поступок", - заявил высокопоставленный чиновник, согласившийся беседовать на условиях анонимности.
По мнению некоторых наблюдателей, русские использовали переговоры по множеству важных вопросов, включая иранскую и северокорейскую ядерную программу, чтобы добиться уступок на других направлениях.
Например, министр иностранных дел России Сергей Лавров смягчил позицию по резолюции о санкциях против Северной Кореи только после того, как госсекретарь США Кондолиза Райс согласилась поддержать предложенную Россией резолюцию об осуждении соседней Грузии, задержавшей семерых российских солдат по обвинению в шпионаже. До этого Соединенные Штаты заявляли, что данный спор - внутреннее дело двух стран и его не следует рассматривать в СБ.
Но тактика запугивания не всегда работала столь эффективно.
В 1950 году США провели в Совете Безопасности резолюцию, разрешающую ввод сил во главе с США в Южную Корею для отражения северокорейского нападения. Советская делегация бойкотировала заседание, поскольку не была предоставлена возможность участия представителю коммунистического правительства Китая. В результате СССР не смог воспользоваться правом вето и помешать США заручиться международной поддержкой в Корейской войне.
Чуркин воспринял как оскорбление, когда вскоре покидающий пост посол США в ООН Джон Болтон сравнил вызывающее поведение Северной Кореи в Совете Безопасности ООН с выступлением Хрущева с его ботинком. Он обратился к нынешнему председателю СБ, японцу Кендзо Осима, с просьбой "использовать свое влияние" для предотвращения столь "неуместных аналогий".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях