International Herald Tribune | 27 декабря 2011 г.
Негодование застало элиту врасплох
Кристия Фриленд
2011 год оказался удачным для акций протеста и неудачным для правительств, а 2012-й станет удачным для тех и других, если политические лидеры додумаются, как связаны между собой митинги и действия правительства, пишет в статье для The International Herald Tribune Кристия Фриленд, редактор агенства Reuters.
В разных странах люди выходили на улицы, причем во многих в итоге свергли своих лидеров. Автор статьи упоминает о России и арабских странах, Индии и Восточной Европе, США и Китае.
"Повсюду этот год массового неповиновения создал неприятности предполагаемым всезнайкам. Эксперты полагали, что арабы начинают жить зажиточнее и слишком боятся своих автократов, что русские апатичны и питают симпатию к своему неоцарю, что индийский средний класс далек от политики, а граждане Западной Европы слишком стары, чтобы возмущаться, что американцев не заботят межклассовые барьеры, а китайские товарищи слишком эффективно умеют подавлять инакомыслие", - говорится в статье.
Но повсюду люди опровергли эти общие места: оказалось, что народ негодует сильнее, чем подозревала элита, и лучше умеет претворять недовольство в массовые демонстрации и даже революции.
В каждой стране протестующие руководствуются своими мотивами. "Но у восстаний есть общая черта, а у того факта, что элита была захвачена врасплох, - общая причина", - полагает Фриленд.
Во всех странах протестующие жалуются на "кумовской капитализм", обращает внимание автор. Мнение, что в экономике игра идет по нечестным правилам, благоволящим элите в ущерб среднему классу, в этом году приобрело большой резонанс у самых разных политических сил. Может быть, аналитики не сумели предугадать негодование, так как сами обычно принадлежат к верхнему 1% или верхним 10%?
Другой сюрприз - то, как легко стало претворять массовое недовольство в массовые акции протеста, причем и при суровых репрессивных режимах, и там, где помехой действиям считалась апатия. Разгадка в том, что произошла революция в сфере связи: акции легко организовывать и подогревать.
Еще в октябре 2010 года в New Yorker обозреватель Малколм Гледуэлл написал: "Революцию нельзя запостить в Twitter". Недавно египетский миллиардер и политик Нагиб Савирис, поддержавший демонстрации на Тахрире, публично заявил по этому поводу: "Гледуэлл понятия не имеет, что сделала техника для моей страны. Революцию считают ее заслугой на 90%". "Я сообщаю об этом не в насмешку Гледуэллу - он блестящий автор, а чтобы напомнить: еще осенью 2010 года влияние технологической революции на гражданское общество, особенно за пределами развитых западных стран, все еще было открытым вопросом", - поясняет Фриленд.
Что касается правительств в 2011 году, то даже в демократических странах они плохо справлялись со своей работой. Жалобы на политический паралич звучали в "богатейшей демократии мира и в крупнейшей демократии, в президентских и парламентских республиках", говорится в статье. В некомпетентности обвиняли и правые, и левые правящие партии. Одни центробанки ругали за то, что они печатают слишком много денег, другие - за то, что они слишком мало делают.
"Успех протестующих и дисфункциональность правительства - две стороны одной монеты", - пишет автор. Есть очевидная связь - люди выходят на улицы, когда им кажется, что лидеры плохо работают. Но есть и более глубинные связи.
Технические средства, вероятно, осложнили процесс государственного управления: информированными людьми труднее командовать, чем невежественными и изолированными. Вдобавок активисты пользуются новыми средствами эффективнее, чем власти.
Лозунги против кумовского капитализма - и вызов государству, и шанс, считает Фриленд. Разумеется, есть режимы, где "кумовской капитализм с гарниром из репрессий - единственное блюдо в меню". Им тенденции 2011 года не сулят ничего хорошего. Но большая часть рыночных демократий может обойтись без революции: "им нужна новая версия капитализма, рассчитанная на XXI век". Фриленд выражает надежду, что 2012 год подскажет политикам нужные решения.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях