The New York Times | 27 декабря 2017 г.
Ему запретили и баллотироваться, и бойкотировать выборы: трудное положение российского кандидата
Эндрю Хиггинс
"У Алексея Навального, российского антикоррупционного активиста, не было бы реального шанса победить президента Владимира Путина на выборах. Власти выставляют его как не имеющего никакой значимости самопиарщика", - пишет The New York Times.
"Но в понедельник Кремль запретил ему баллотироваться в президенты в марте. Затем, во вторник, угрожая судебным иском, его предостерегли от организации бойкота выборов", - сообщает автор статьи Эндрю Хиггинс.
"То, что Кремль боится Навального, не вызывает сомнений. Его имя табуировано на государственном телевидении, за исключением тех случаев, когда его обвиняют в мошенничестве, организации незаконных акций протеста и других предполагаемых преступлениях. Связанные с государством социологические организации не включают его имя в списки ведущих политических фигур при соответствующих опросах населения", - утверждает автор.
"Впрочем, вызывает недоумение именно то, чего боится Кремль", - полагает журналист.
"Разрешение Навальному участвовать в выборах в марте могло бы помочь Путину решить одну из его крупнейших проблем: как сделать выборы, которые обещают стать не более чем скучной коронацией, соревнованием с некоторой толикой возбуждения. Низкая явка - то, чего Кремль отчаянно желает избежать", - пишет Хиггинс.
Опросы общественного мнения, проводимые независимым "Левада-центром", показывают, что рейтинг одобрения Путина составляет около 80% и он бы сокрушил Навального на выборах.
"Но Путин, наблюдая за прошлогодними президентскими выборами в США, кажется, обеспокоен тем, что опросам нельзя верить и что имеющий мало шансов на успех соперник может если и не победить, то, по крайней мере, выступить гораздо лучше ожиданий", - говорится в статье.
"Когда кто-то участвует в выборах, даже тот, кто считается однозначным неудачником, исход больше невозможно контролировать, - считает Уильям Таубман, автор новой биографии Михаила Горбачева. - Посмотрите на неожиданный успех Трампа, за которым Путин не просто с интересом наблюдал, но, по-видимому, и способствовал ему".
И президент Трамп, и Путин, по мнению Таубмана, "хотят не просто победить, но победить по-крупному. В случае Путина, Навальный не сможет победить, но, если эффект от его участия уменьшит масштаб победы Путина по сравнению с прошлыми выборами, это будет - или покажется Путину - унизительным".
"Исключив Навального из списка кандидатов, Кремль опасается, что он все равно может доставить Путину неприятности, побуждая избирателей не ходить голосовать", - говорится далее.
Еще кое-что может отягощать думы Путина: память о массовых уличных протестах, которые вспыхнули в Москве зимой 2012-2013 годов и еще более тревожащие протесты на Украине четыре года назад.
"Путин боится пускать Навального в общественную политику, потому что Навальный обладает большим потенциалом мобилизации: люди пойдут за ним" на улицы, полагает политолог из Москвы Александр Морозов.
"Когда сторонники Навального встретились, чтобы выдвинуть его кандидатом в минувшие выходные, они собрались в палатке на берегу Москвы-реки, потому что, как обычно, никто не предоставил им помещение", - отмечает автор статьи.
Выдвижение Путина во вторник, напротив, проходило в хорошо натопленном павильоне в парке сталинской эпохи и в выставочном центре. Президент, в отличие от Навального, не явился на собственную номинацию, состоявшуюся в зале, украшенном гигантской картой России со словами "Сильный президент - сильная Россия", сообщает корреспондент.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях