Tageszeitung | 27 февраля 2002 г.
Ядерная держава против демократии
Барбара Кернек
Собрано 100 000 подписей против складирования ядерных отходов под Красноярском, но никакого референдума не будет: избирательная комиссия объявила недействительными 90% голосов.
Преподав урок российской демократии, избирательная комиссия этого сибирского региона ? Красноярского края ? пошла на прошлой неделе против своих граждан. Даже не взглянув на большую часть из 100 000 подписей, которые собрали организации, занимающиеся защитой окружающей среды, для проведения антиядерного референдума, комиссия объявила недействительными 90% из них. Народная инициатива была призвана осудить хранение и переработку радиоактивных отходов в регионе.
Под Красноярском находится Горно-химический комбинат Красноярск-26, важнейший пункт приема радиоактивных отходов из-за рубежа. До сих пор импорт такого рода был в Российской Федерации под запретом. Однако летом прошлого года Дума и президент Путин дали ему зеленый свет. Из 100 000 подписей, собранных в Красноярском крае, избирательная комиссия приняла всего лишь 40 000. Обоснование: согласно закону для проведения референдума достаточно 35 000 голосов. По результатам выборочного контроля комиссия объявила 36 000 подписей, то есть 90%, недействительными. Из этого она сделала смелый вывод, что недействительными также являются 90% подписей от их общего числа. Инициаторы референдума собираются обжаловать это решение в суде, однако многие чувствуют себя глубоко обескураженными: "Демократия и атомная энергия в России, очевидно, друг с другом несовместимы", - говорится в декларации организации по защите окружающей среды "Ecodefense".
Непризнание подписей считается в Российской Федерации излюбленным ловким приемом для противодействия нежелательным намерениям населения. Уже в 2000 году защитники окружающей среды собрали по всей стране два с половиной миллиона подписей за проведение референдума по аналогичному вопросу. Центральная избирательная комиссия в Москве отклонила 600 000 из них, и тем самым подписей оказалось на 100 000 меньше, чем необходимо для проведения референдума.
Ситуация на красноярском предприятии обострилась в ноябре, когда туда была доставлена первая партия отработанного топлива из Болгарии в количестве 41 тонн. Российский "Гринпис" опротестовал их ввоз из-за нарушения законодательных актов. 9 февраля 600 женщин перекрыли железнодорожную ветку, ведущую к горному комбинату. Вскоре после этого депутат Госдумы Сергей Митрохин, два активиста "Гринпис" и группа журналистов НТВ показали в эфире отснятые ими материалы: как средь бела дня они без помех проникли на территорию якобы строго охраняемого объекта и спокойно там прогуливались. Эти шестеро рассказывали, что беспрепятственно прошли туда через дыру в заборе, минуя охрану, и открыто гуляли по тропинкам, протоптанным, очевидно, местными жителями.
На пресс-конференции Митрохин потрясено говорил: "Каждый, кто хочет, может подойти непосредственно к этим складам с крайне опасными материалами и делать там все, что ему угодно".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях