Die Welt | 27 февраля 2002 г.
Российский суд хочет вызывать главного редактора "taz"
Йенс Хартманн
Процесс против корреспондента Клауса-Хельге Доната по делу об "оскорблении высокопоставленной персоны"
Российский трехцветный флаг криво прикреплен канцелярскими кнопками к бежевой гипсовой стенной панели, на него с удивлением взирает находящийся рядом двуглавый орел. В невзрачном зале ? 402 Гагаринского районного суда города Москвы ? решетки на лестничной клетке должны предохранить потенциальных самоубийц от падения вниз ? судья Валентина Павловна Мисяк [так в оригинале: Valentina Pawlowna Misjak ? примечание InoPressa] пишет историю правосудия.
Речь идет о чести и достоинстве ? и о вопросе, на каких условиях журналистам в России разрешено писать о государственной власти. Впервые перед российским судом предстал иностранный журналист, немецкий корреспондент газеты "taz" Клаус-Хельге Донат. Иск Донату и его газете предъявил русский поэт, воспевающий Путина, Михаил Анищенко. 23-летний молодой юрист из Челябинска чувствует себя оскорбленным статьей Доната.
Его требования ? это возмещение "очень серьезного морального вреда" в размере 300 000 рублей (11 000 евро). И еще, как говорится в исковом заявлении, за то, что "taz" злоупотребляет "свободой печати" и "оскорбляет президента Российской Федерации", Доната следует лишить аккредитация, выслать из страны и закрыть корпункт "taz".
Камень преткновения ? это статья "Ким II Путин позволяет себя прославлять", вышедшая в "taz" 7 мая 2001 года, в которой Донат, уже 12 лет работающий корреспондентом в России, иронично отзывается о культе личности Владимира Путина. В ней Донат цитирует отрывки из написанной Анищенко "Оды президенту", состоящей из семи строф. Об этой публикации Анищенко узнал из сокращенного перевода, помещенного в интернете на сайте InoPressa.
Иск ? это не только прецедент, касающийся свободы слова и допустимого российским законодательством о средствах массовой информации уровня критики. Дело затрагивает и другие аспекты: речь идет о том, может ли иностранное средство массовой информации, которое не распространяется в России, быть привлечено к ответственности российским судом. И о том, насколько публикации в интернете, не имеющие российского происхождения, входят в сферу компетенции российского суда. Известный российский адвокат Генри Резник, который защищает на процессе интересы "taz", указывает на то, что в России не существует "Закона об интернете", а иностранные средства массовой информации не попадают под действие закона о печати. "Ни один российский суд не может заставить немецкую газету публиковать опровержение". В требовании о закрытии корпункта "taz" Резник видит признак того, что "за этим делом стоят определенные силы, которые, возможно, приближены к государственной власти". Отправной точкой для Резника послужила статья в правительственном издании "Российская газета": речь идет в том числе о чести и достоинстве президента, пишет газета. Павел Гутионтов из Российского союза журналистов не считает этот иск частным случаем. "В последнее время готовность вчинять иски, если речь идет о чести государственной власти, весьма высока".
Судья Мисюк [так в оригинале ? Misjuk - примечание InoPressa] выслушала обмен словесными ударами двух противостоящих сторон. Теперь она хотела бы вызвать в качестве соответчика главного редактора "taz". "По существу, - говорит Донат, - речь идет об оскорблении высокопоставленной персоны". Следующее заседание суда назначено на 19 апреля.
[Другие статьи, относящиеся к этому процессу:
"Чествование Путина - Кима II" (публикация перевода этой статьи и послужила поводом для иска);
"В русской душе нет места для иронии";
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях