Süddeutsche Zeitung | 27 февраля 2013 г.
Красноярск вместо Горлебена: немецкие ядерные отходы для России?
Маркус Бальзер, Уве Ритцер
Süddeutsche Zeitung пишет, что в начале года в Германии стало известно о законодательной инициативе консерваторов и либералов о возможном разрешении на экспорт радиоактивных отходов. В ответ на протесты правительство заявило, что законопроект представляет собой формальность с целью соблюдения директив ЕС и что оно намерено захоранивать германские отходы в пределах страны.
Однако, по данным издания, некоторые представители германской ядерной энергетики до недавнего времени разрабатывали планы экспорта отходов в другие страны. "Секретные документы атомных концернов, находящиеся в распоряжении издания", по словам авторов статьи, доказывают, что менеджеры отрасли уже давно собирались найти альтернативу для концепции хранилища в пределах Германии и захоранивать отходы "там, где это явно дешевле и проще, чем в Германии, отказывающейся от ядерной энергетики: на просторах России, где природоохранные стандарты намного ниже".
В частности, менеджеры энергоконцерна EnBW, недавно вызвавшего скандал из-за сомнительных афер с использованием урана военного назначения и переводом миллионных сумм российскому лоббисту Андрею Быкову, собирались захоранивать в России отходы, возникающие в ходе работы и демонтажа АЭС. Согласно документам, концерн вел переговоры не только о работах по обработке и захоронению элементов, возникающих в ходе демонтажа АЭС, но и об отработанных топливных элементах и даже о конечном захоронении.
По данным издания, в сентябре 2006 года высшее руководство на совещании обсуждало сотрудничество с Россией - например, "оптимизацию" остановленной в 2005 году АЭС Обригхайм при помощи "долгосрочного хранения радиоактивных отходов и конечного захоронения в хранилище, доступном представителям разных стран". Более того, топ-менеджеры предприятия рассматривали возможность "создания инфраструктуры для демонтажа за пределами Германии в целях избежания длительного процесса получения разрешений в Германии".
По данным издания, схема действий EnBW должна была стать доступной и для других операторов АЭС, а Россия, по-видимому, должна была массово забирать ядерные отходы с Запада.
"Согласно документам, уже даже было предложение из России. По документам, в качестве партнера для демонтажа АЭС Обригхайм предусматривался "Атомпром", российский атомный холдинг, создаваемый в тот момент. "Атомпрому" полагались 49% совместного предприятия, 51% должен был принадлежать "дочке" EnBW. Данное предложение предусматривало строительство центра по утилизации отходов с плавильными печами в Санкт-Петербурге. По предварительным расчетам, проект требовал инвестиций в размере 400 млн евро, а также эксплуатационных расходов на 15 лет в размере 65 млн евро. EnBW должен был вложить 10% от этих сумм", - продолжают авторы.
В проекте также была задействована РАН, вице-президент которой Николай Лаверов спустя несколько дней после обсуждения соответствующих планов в президиуме EnBW писал, что будет гарантировано "использование плазменной плавильни и промежуточного хранилища для складирования и обработки компонентов ядерного реактора Обригхайм". Лаверов также писал, что создание подобного "центра промежуточного хранения и обработки на территории России", предоставляемого иностранным партнерам, входит в число предложений, официально переданных президенту РФ на последнем саммите в Санкт-Петербурге.
Даже правительство Германии, по словам авторов, было в курсе планов по сотрудничеству России и Германии при демонтаже АЭС: по запросу партии "зеленых" оно сообщило, что в ноябре 2006 года на встрече бывшего первого заместителя министра экономики Бернда Пфаффенбаха и вице-президента "Росатома" Андрея Малышева велась речь о "коммерческом сотрудничестве с немецкими предприятиями в области остановки ядерных объектов".
Авторы отмечают, что ввоз ядерных отходов в Россию "с целью промежуточного хранения и окончательного захоронения, а также регенерации" законодательно разрешен с 2001 года. По данным авторов, российские власти надеются на "миллиардный бизнес", оцениваемый экспертами в 30 млрд евро.
EnBW при этом сообщает, что не привозил в Россию ядерных отходов и не планировал стать посредником для западных фирм при поставке ядерных отходов за рубеж.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях