Статьи по дате

The New York Times | 27 января 2003 г.

Многие россияне вернулись в Давос. Они по-прежнему богаты, а теперь еще и "респектабельны"

Алан Кауэлл

Русские идут, но медленно. Судя по всему, многих россиян эта ситуация устраивает.

Десять лет назад, до того как финансовый кризис 1998 г. отпугнул западных инвесторов, пытавшихся завладеть кусочком российских богатств, россияне, принимавшие участие во Всемирном экономическом форуме в Давосе, смогли создать себе интересную репутацию. Люди, имеющие связи с политической и экономической элитой, тратили на этом альпийском курорте крупные суммы денег и безудержно веселились.

Анатолий Карачинский, руководитель российской компании, производящей программное обеспечение, сказал: "Сейчас мои американские друзья считают Россию нормальной страной, и это хорошо. Мы интегрировались в мировую экономику".

Десять лет назад Михаил Ходорковский, 39-летний глава ЮКОСа, говорил, что ночные клубы Давоса - это "что-то совершенно новое" для россиян.

"Сейчас Москва является одним из самых веселых городов Европы, а мы все постарели на десять лет, - сказал Ходорковский, возможно самый богатый человек в России. - Веселиться мы можем и в Москве. Сюда мы приезжаем с другими целями".

Теперь россияне приезжают сюда пообщаться и убедить мир в том, что в России, которая в 1998 г. объявила дефолт и надула западных инвесторов, появилась молодая бизнес-элита.

Однако на форум приглашают не всех. В 1996 г. в Давос приехало 76 россиян. После кризиса 1998 г. количество представителей России сократилось вдвое. Потом организаторы начали посылать россиянам все больше и больше приглашений. В этом году в форуме приняли участие 52 представителя России. Это очень мало по сравнению с количеством приглашенных из США и Западной Европы. Всего в Давосе собралось более 2000 человек.

"Мы могли бы пригласить около ста человек из России, - сказал создатель форума Клаус Шваб, - но ввели жесткие ограничения. Мы пытаемся приглашать только тех, кто имеет хорошую репутацию в области корпоративного управления и т.д.".

В этом году в Давосе российских политиков и бизнесменов встретили активисты организации "Международная Амнистия" с плакатом. "Существуют проблемы в области прав человека, на которые бизнес не имеет права закрывать глаза: необоснованные аресты, чудовищные условия в тюрьмах, убийства, исчезновения людей, грубые нарушения в Чечне и вездесущая коррупция", - сказала лидер "Амнистии" Ирен Хан.

"Мы не просим компании выводить свои средства из России. Мы хотим, чтобы они повлияли на ситуацию в области прав человека", - подчеркнула Хан.

Баронам российского капитализма не очень нравится напоминания о не столь отдаленном прошлом, когда олигархи с политическими связями получили контроль над государственными активами с помощью сомнительных по западным меркам маневров. Утверждается, например, что контроль над компанией ЮКОС, стоящей миллиарды долларов, обошелся Ходорковскому в достаточно скромную сумму 159 млн долларов. В 1999 г. он смог отобрать у американского миллиардера Кеннета Дарта крупные пакеты акций дочерних предприятий ЮКОСа. Эти активы были выведены в оффшоры.

По словам россиян то, что происходило в стране в девяностых, не означает, что российский деловой мир чем-то отличается от обычного международного бизнеса. Они говорят, что последние события в США дают им возможность нанести контрудар. После скандалов с бухгалтерской отчетностью в таких компаниях, как Enron, образцы американской корпоративной добродетели рухнули со своих высокоморальных пьедесталов.

"Сейчас подозрительности гораздо меньше, чем раньше, - сказал 43-летний банкир Александр Лебедев, рассказывая об отношении к российскому бизнесу. - Оказалось, что ситуация в некоторых западных государствах не намного лучше".

По словам 34-летнего Рубена Вараняна, российские бизнесмены "хотят быть респектабельными".

Это не значит, что они перестали ходить на вечеринки. В субботу Ходорковский организовал вечеринку для коллег промышленников в одном из фешенебельных отелей Давоса. Недостатка в желающих принять участие в официальном ужине стоимостью 70 долларов на человека не было. По мнению россиян, это говорит о том, что интерес к их стране растет.

Российский бизнес чувствует себя более уверенно отчасти потому, что ему есть что рассказать об экономических реформах, о выплачиваемом долге, о темпах роста - по этому показателю Россия пока опережает европейские страны и США. Крупные компании начинают распространять свою деятельность за границы России.

Некоторые бизнесмены уже заработали миллионы и пришли к выводу, что самый разумный способ сохранить свои богатства - это следовать правилам хорошего поведения.

Однако беспокойство не исчезло. "Разобралась ли Россия с коррупцией? - спрашивает Ходорковский. - Нет. Есть такая проблема? Есть. Но можно ли сказать, что Россия - самое коррумпированное государство в мире? Нельзя. В Европе много государств, где коррупции гораздо больше, чем в России".

Источник: The New York Times


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru