Neue Zürcher Zeitung | 27 января 2003 г.
"Пиши об иракцах хорошо!"
Христоф Плате
Правительство Саддама Хусейна пытается приструнить журналистов, которые приезжают в Багдад. Оно устанавливает высокие сборы, приставляет к каждому репортеру надсмотрщиков, которые передают информацию спецслужбам. Тотальный контроль, тем не менее, невозможен.
Журналистам закрыт путь в Саддам-Сити. Ветхие четырехэтажные постройки в центре Ирака, напоминающие бетонные панельные дома Восточной Европы, являются для представителей иностранных средств массовой информации "запретной зоной". В министерстве информации предпочли бы не видеть в газетах материалы о комплексе, который носит имя главы государства. Поскольку они повествуют о выгребных ямах и о болезнях.
Информация об Ираке для иракцев находится под контролем. В газетах печатаются восторженные сообщения о президенте и о коалиции, противостоящей американскому удару. Правительственная пресса верна Саддаму, главная негосударственная ежедневная газета "Вавилон" принадлежит Удею Хусейну, сыну главы государства. Если таким же образом нельзя манипулировать иностранной информацией об Ираке, то, по логике министерства информации, надо попытаться их контролировать. Это делается методами, которые напоминают Оруэлла или ГДР восьмидесятых годов.
Экскурсовод в качестве надсмотрщика
Ограничения на выдачу виз должны сделать журналистов сговорчивыми. Некоторые ожидают въездную визу по восемь месяцев. Каждому прибывшему в Багдад предоставляется "надсмотрщик", который официально именуется экскурсоводом. В объявлении министерства информации сказано, что функция экскурсовода заключается в том, "чтобы обеспечить выполнение Ваших журналистских обязанностей". Журналист считается шпионом. Он, в свою очередь, в каждом "надсмотрщике" видит сотрудника службы госбезопасности, который предан режиму на 150 процентов.
"Надсмотрщик" должен организовывать для журналиста, срок пребывания которого в стране ограничивается, как правило, десятью днями, встречи и ? при необходимости ? осуществлять перевод с арабского языка. За эту услугу каждый журналист должен платить в пресс-центре по 125 долларов в день. В "пресс-центре" министерства информации около 20 постоянных "надсмотрщиков". Некоторые раньше были журналистами. Другие коренным образом поменяли профессию, так как в качестве учителя или чиновника они зарабатывали слишком мало. Контакт с представителями Запада наряду с официальной зарплатой сулит еще и дополнительный доход. Оплата услуг надсмотрщика входит с сумму сборов, но они порой получают по 25 долларов в день, конечно, без расписки. Официальная зарплата надсмотрщика, включая все доплаты, составляет 40 тысяч иракских динаров - это 20 долларов. На них в столице, несмотря на низкие цены, прожить нельзя.
Режим для журналиста может быть ослаблен. Но все телефонные разговоры прослушиваются, во многих гостиничных номерах установлены "жучки". Щекотливые вопросы лучше обсуждать под открытым небом и с глазу на глаз. Однако, как правило, все встречи проходят под бдительным оком надсмотрщика. Если же журналист все же допускает критическое замечание, надсмотрщик пытается оказать на него давление.
Самый строгий надзор ? за иностранными телевизионными группами. В министерстве информации установлен телевизор со спутниковой антенной. Никто в Ираке ? кроме номенклатуры Саддама и сотрудников министерства информации ? не имеет доступа к программам CNN, ВВС или Al-Jazira.
Все за доллар
Связь в Ираке затруднительна. Мобильные телефоны и частные радиостанции запрещены. Электронные письма и веб-сайты контролируются Uruklin, единственным провайдером в стране, существующем при министерстве информации. Многие сайты заблокированы "из-за интернет-политики данной организации". Доступы к почтовым ящикам Yahoo и Hotmail заблокированы, вся электронная переписка идет через Uruklink и перлюстрируется. Но за деньги иностранные журналисты могут избежать этих проблем, например, за 100 долларов в день иностранцы могут пользоваться своими спутниковыми телефонами.
Перед отъездом необходимо оплатить в "пресс-центре" все услуги ? за экскурсовода, за спутниковый телефон. И получить специальный документ. Без него ни один журналист не может покинуть страну. "Хочешь вернуться? Пиши об иракцах хорошо!", - сказал один надсмотрщик, который очень серьезно относится к своей работе.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях