Newsweek | 27 января 2006 г.
Ставка на нефтяную скважину
Оуэн Мэттьюз
Владимир Путин делает ставку на нефть и газ
Впервые за свою 40-летнюю историю государственная компания, газовый гигант "Газпром" планирует разрешить иностранным инвесторам напрямую покупать свои акции (возможно, уже начиная с конца января) на Санкт-Петербургской фондовой бирже.
Это предложение стало первым шагом к превращению "Газпрома" в российский аналог ExxonMobil - одной из крупнейших энергетических компаний в мире.
В 2001 году Путин поставил во главе "Газпрома" своего старого друга Алексея Миллера, которому дал поручение избавить бывшую государственную монополию от коррупции и кумовства, которые расцвели в ней после распада Советского Союза. Миллер и его новые заместители пообещали сделать "Газпром" "крупнейшей энергетической компанией в мире" к 2010 году.
Безусловно, у "Газпрома" есть большой потенциал. Эта компания является крупнейшим поставщиком природного газа в мире и контролирует 16% разведанных мировых запасов газа. Кроме того, "Газпром" входит в число 20 крупнейших нефтяных компаний мира. "Газпром" проводит агрессивную политику по расширению своих рынков. Так, благодаря проекту прокладки по дну Балтийского моря газопровода, стоимость которого оценивается в 5 млрд долларов, "Газпром" расширит свое присутствие на богатых рынках Западной Европы. Кроме того, обдумываются схемы организации поставок сжиженного газа в Соединенные Штаты. Две недели назад стоимость акций "Газпрома" выросла на 23% после очередного повышения мировых цен на нефть. Но даже в этих условиях рыночная капитализация "Газпрома" составляет всего лишь 1,3 млн долларов на 1 млрд баррелей разведанных резервов (для сравнения - в ExxonMobil этот показатель составляет 17 млрд долларов). В результате акции "Газпрома" являются одними из самых дешевых среди акций энергетических компаний мира.
Скидки "Газпрома" являются политическим инструментом для Путина. Инвесторов беспокоит то обстоятельство, что Путин использует "Газпром" прежде всего в качестве инструмента реализации своей политической воли, а не как частную компанию в настоящем смысле этого слова. Несмотря на все усилия Путина по реформированию "Газпрома", недавний газовый конфликт с Украиной продемонстрировал, что "Газпромом" все еще управляют так, словно он является одним из отделов Кремля. В первый день нового года, пытаясь заставить Украину начать платить за газ по европейским рыночным ценам - и, как говорят дипломаты, также наказать ее за "оранжевую революцию", приведшую к власти в Киеве антироссийских лидеров, - "Газпром" прекратил поставки газа на Украину. Потребители этого газа из стран ЕС, в которые идет проходящий через Украину газопровод, сразу же почувствовали это на себе, так как в их газопроводах упало давление, и во всеуслышание пожаловались на этот счет. Через несколько дней газ стал поступать в прежнем объеме, после того как Украина и Россия заключили замысловатое соглашение о поставках газа. И, хотя обе стороны заявили, что они победили в этом споре, конфликт причинил ущерб. Пострадала репутация России как надежного партнера в сфере энергоресурсов и, вместе с тем, был нанесен удар по амбициям "Газпрома" стать главным брендом России в сфере мировых энергоресурсов. Госсекретарь Соединенных Штатов Кондолиза Райс раскритиковала Россию за прекращение поставок газа, за которым стояли "политические мотивы", и предупредила, что, если Москва хочет стать "частью мировой экономики", то она должна "играть по правилам этой экономики". "Газпром" считает такое мнение несправедливым. "Было бы наивно думать, что экономические вопросы могут стоять отдельно от политических, - говорит Александр Медведев, заместитель председателя правления "Газпрома". - Еще Ленин говорил, что политика - это концентрированное выражение экономики".
Возможно, это и так. Но вряд ли большинство инвесторов считают Ленина тем маяком, на которого должна ориентироваться современная транснациональная корпорация.
"Вы можете представить, чтобы ExxonMobil или Chevron перекрыли кран Канаде или Мексике потому, что эти страны выразили несогласие с Бушем по поводу войны в Ираке?" - спрашивает Карина Литвак, управляющая лондонской компании F&C Asset Management.
"Газпром" готовится продавать свои активы по всему миру в то время, когда руководство этой компании, судя по всему, не приемлет те взгляды на свободный рынок, которые преобладают на финансовых рынках мира.
Путин старается одновременно сделать две противоречащие друг другу вещи: он толкает "Газпром" к привлечению иностранных денег и при этом не ослабляет контроль Кремля над компанией. Миллер, который имеет степень кандидата экономических наук, в начале 90-х годов работал вместе с Путиным в аппарате лидера реформаторов, мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака. Миллер хорошо выполняет работу по избавлению "Газпрома" от коррупции и некомпетентности. Он остановил растаскивание активов компании, благодаря которому бывшие менеджеры "Газпрома" вошли в число самых богатых людей страны. Миллер пользуется популярностью у молодых менеджеров "новой формации", которых он привел на работу в "Газпром". В кабинетах некоторых из них в небоскребе "Газпрома" на окраине Москвы в портретных рамках висит реклама пива: "Пришло время "Миллера". Тем не менее, по словам источника, близкого к высшему руководству "Газпрома", сам по себе Миллер вряд ли сумел бы изменить старый режим "Газпрома" - судя по всему, здесь ему помогла рука Путина.
В критических ситуациях "Газпромом" управляет Путин, он же принимает и многие оперативные решения.
Путин лично назначал всех топ-менеджеров "Газпрома", Кремль утверждает все главные проекты компании - в особенности те, в которых речь идет о переговорах с Европой.
Руководство "Газпрома" сетует на то, что эмбарго в отношении Украины было неправильно воспринято и все, что им было нужно - это получить нормальную рыночную цену за свой газ. Но этому аргументу не верят даже те инвесторы, которые покупают акции "Газпрома". Как они могут поверить, если последнее слово всегда остается за Путиным?
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях