The Moscow Times | 27 июля 2004 г.
Российское оружие не остановить
Павел Фельгенгауэр
На прошлой неделе Россию вновь подвергли резкой критике за то, что государственная корпорация "МиГ" поставила 12 самолетов МиГ-29 в Судан. Правозащитная организация "Международная амнистия" высказала предположение, что самолеты могут применяться против гражданского населения в западной части Судана, в Дафуре, где атаки поддерживаемого правительством арабского ополчения на представителей чернокожего населения за последние 15 месяцев унесли не менее 30 тыс. жизней, превратили деревни в лагеря беженцев и оставили около 2 млн человек без продовольствия и медикаментов. Заместитель госсекретаря США Джон Болтон осудил "МиГ" за продажу современного оружия правительству, которое США считает спонсором международного терроризма.
Конечно, российский военный экспорт не впервые вызывает гнев Вашингтона. В мире едва ли есть хотя бы одна локальная война или конфликт, где бы широко не применялось российское оружие, поскольку оно надежно, сравнительно дешево и нередко сконструировано в советские времена для малообразованных и плохо подготовленных призывников.
Масштабные поставки российского оружия в Китай тоже не радуют Пентагон, особенно продажа самолетов и вооружений морского базирования, которое может применяться против Тайваня. США обещают защитить Тайвань в случае атаки с материка. Случись такой конфликт, оружие российского производства, несомненно, сыграет в нем важную роль.
Вашингтон осуждает экспорт российского оружия в Сирию и Иран, страны, которые он обвиняет в поддержке терроризма. В прошлом году Пентагон заявил, что произведенные в России управляемые противотанковые ракеты "Корнет" были нелегально переправлены из Сирии в Ирак и применялись против американской бронетехники. Государственное Тульское КБ приборостроения (КБП), где производится "Корнет", подверглось американским санкциям за сделки с Сирией и Ираком. Санкции были применены против еще нескольких российских компаний, главным образом, за сделки с Ираном.
КБП продает свою продукцию в Китай и страны арабского мира, и американские санкции впрямую не сказываются на его бизнесе. Но руководитель одной из оборонных компаний, попавших под действие американских санкций, сообщил мне, что гнев Вашингтона оборачивается финансовыми убытками. Многие оружейные контракты заключаются в американских долларах, и на протяжении последнего десятилетия переводы денег в Россию осуществляются через американские банки, в частности, Bank of New York.
"Нас предупредили, что переводы, идущие через Нью-Йорк, будут заморожены, поскольку против нас действуют американские санкции, - сказал он. - Мы рассмотрели альтернативные механизмы перевода денег в Россию, но нам пришлось бы платить более высокие сборы, до нескольких процентов от общей стоимости контракта".
И все же прибыль, которую можно получить, продавая оружие "проблемным государствам", слишком велика, чтобы американские санкции стали серьезным препятствием. В 1991 году, когда распался СССР, на главном сборочном заводе "МиГ" в Луховицах, к югу от Москвы, находилось около 200 истребителей МиГ-29, готовых к отгрузке. "МиГ" до сих пор продает технику, произведенную в советские времена, таким странам как Алжир, Йемен и Судан.
Евгений Ананьев, банкир, в 1990-е годы связанный с корпорацией "МиГ", скрывается с тех пор, как итальянские власти выдали международный ордер на его арест. Его обвиняют в получении взяток и отмывании денег в связи с продажей трех истребителей МиГ-29 в Перу в 1998 году. В 1998 году Ананьев, возглавлявший государственную монополию по торговле оружием, компанию "Росвооружение", говорил мне, что истребители, произведенные в советские времена, на Луховицком заводе разбирали и вновь собирали под наблюдением представителей зарубежных клиентов, а затем продавали как новые.
Так называемое производство оружия с использованием советских разработок и оборудования, а также с использованием рабочей силы, подготовленной в советские времена, и перекрашивание советской военной техники, чтобы она выглядела как новая, типичные явления для сегодняшней оборонной промышленности. Это снижает производственные расходы и обеспечивает высокие прибыли, в то время как завеса секретности, окружающая торговлю оружием, практически позволяет компаниям не платить налогов.
В России один оружейный контракт дает возможность разбогатеть в одночасье. Шанс получить деньги и стать миллионером представляет собой соблазн, против которого бессильны критика со "Международной амнистии" и любые шаги Госдепартамента США.
Иностранные клиенты, особенно страны-изгои, с удовольствием ведут бизнес с Россией. Они получают качественные истребители по сходной цене. Конечно, самолеты советской эпохи - это не самая современная технология. Иран в 1991 году и Югославия в 1999 использовали МиГ-29 против западной авиации без большого успеха. Но в региональных конфликтах в Африке и Азии российское, точнее - советское, оружие в ближайшие годы себя покажет. Такое вооружение доступно, и Запад ничего не может с этим поделать.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях