The New York Times | 27 июля 2009 г.
Роль России в борьбе с изменением климата
Том Зеллер-младший
Как пишет Том Зеллер-младший в своем блоге, посвященном вопросам окружающей среды, на сайте The New York Times, по очевидным причинам Россия, в распоряжении которой находятся огромные запасы углеводородов, является одним из крупнейших загрязнителей в мире - более того, по прогнозам, до 2020 года по показателю выбросов на душу населения Россия должна обогнать США - тем не менее до недавнего времени Россия оставалась в стороне от разговоров об справедливом перераспределении парниковых газов и сдерживании глобального потепления.
Автор приводит слова президента Медведева с недавнего заседания Госсовета по вопросу повышения энергоэффективности российской экономики в Архангельске: "Сейчас, конечно, для нас это как будто бы задача не сегодняшнего дня и даже не завтрашнего, но надо понимать, как воспринимаются альтернативные источники. Надо заниматься этими альтернативными источниками, потому что рано или поздно в своих сегментах они заместят действующие традиционные углеводороды, как бы печально для нас это ни выглядело".
"Действительно печально", - замечает Зеллер, ведь Россия - один из крупнейших поставщиков и активных потребителей углеводородного топлива, при этом энергоемкость (количество топлива на единицу энергии) в России вдвое ниже американской и втрое ниже японской и европейской. Причины в целом ясны: холодный климат и оставшаяся с советских времен неэффективная инфраструктура.
До недавнего времени, продолжает автор, в бесконечных пререканиях развивающихся стран (прежде всего, Китая и Индии) и развитых стран о выбросах двуокиси углерода Россия оставалась в стороне. Дело в том, что Киотский протокол, к которому Россия присоединилась в 2004 году, предполагает возвращение к уровню загрязнения 1990 года, а Россия не достигнет этого уровня до 2020 года, уверен Эндрю Лайт, исследователь из университета Джона Мейсона, штат Вирджиния. Напротив, Россия получила возможность продавать свою неистраченную квоту.
В этом году срок протокола истекает, и на смену ему должно прийти новое соглашение, обсуждение которого начнется в декабре в Копенгагене. Не следует недооценивать роль России как своего рода "джокера" на Копенгагенской конференции, пишет Зеллер. "Никакая договоренность по климату не состоится без реального участия России", - поясняет Лайт.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях