La Repubblica | 27 июня 2005 г.
"Повстанческое движение продлится 12 лет, но в одиночку мы никогда не победим"
Крис Воллас
В эти дни руководители Пентагона были вынуждены отвечать на вопросы членов конгресса о войне в Ираке и об обращении с военнопленными, которых обвиняют в терроризме. К министру обороны США журналисты FowNews обратились с просьбой прокомментировать сообщения о контактах между американцами и иракскими повстанцами.
- Эти встречи действительно имели место? И если да, то какие результаты были достигнуты?
- Первое, что я хочу сказать об этих встречах - это то, что они продолжаются. Во-вторых, у иракцев есть суверенное правительство. Это им решать, какие отношения устанавливать с различными представителями повстанцев. Мы пытаемся им иногда помогать. И если подумать, то здесь нет ни хороших, ни плохих. Здесь действуют люди различных политических взглядов. Есть правительство, есть люди, которые активно поддерживают правительство, люди, которые поддерживают правительство, но пока не знают, что делать, другие тяготеют к другой стороне и не знают, что надо делать, повстанцы и оппозиционеры, огромное разнообразие позиций; здесь есть джихадисты, есть группа аз-Заркави, есть преступники, есть сунниты-баасисты, которые хотят вернуться в правительство. Встречи постоянно продолжаются.
- Имели ли место встречи непосредственно с командирами повстанцев?
- Такие встречи проходят довольно часто. Самое лучшее, что произошло после выборов, это то, что шииты сказали: "Мы протягиваем руку суннитам". Сунниты совершили ошибку, не приняв участие в выборах. Теперь они отдают себе в этом отчет и пытаются идти на сближение. Шииты могли бы им сказать: "Вы не захотели участвовать, теперь остаетесь за чертой". Но они этого не сделали. Они сказали: "Мы введем в правительство суннитов. Мы хотим иметь одну страну, где живут курды, шииты и сунниты".
- Правда ли то, что сейчас прилагаются усилия по размежеванию местных восставших и иностранных боевиков, группы аз-Заркави?
- Да, это так. Очень важно разделить их и добиться от некоторых из них поддержки. То же самое происходит в Афганистане. Президент Карзай протягивает руку талибам. Он не хочет иметь дело с теми, кто запачкал руки кровью, он протягивает руку людям на уровне населения, говоря: "Сделаем страну единой".
- Администрацию в настоящее время, в основном, критикуют за то, что вы и другие руководители рисовали слишком "розовую" картину происходящего в Ираке. Повстанцы уже на последнем издыхании?
- Все пытаются отыскать противоречия в том, что сказал вице-президент или кто-то другой. Есть ли какая-то разница между тем, что сказал генерал Абизейд или генерал Кейси? Нет. Иными словами, восстание продолжается. Оно имеет подъемы и падения. В настоящее время повстанцы понимают, что рискуют упустить великолепную возможность. Выборы прошли очень успешно. Налицо политический прогресс. Экономический прогресс. Повстанческое движение остается стабильным. Прогресс в политической сфере представляет собой такую угрозу для повстанцев, что я задаю себе вопрос, не будут ли они действовать более активно с настоящего момента до референдума по конституции и декабрьских выборов.
- Но прогресс в политической области означает, что повстанцы в конце концов проиграют?
- Думаю, да, и, по-моему, в это верят и другие. Если подумать, то об этом говорили и генерал Абизейд, и генерал Кейси, да и генерал Майерс, все они говорили вчера об этом, они не верят, что ситуацию можно назвать "болотом", как ее пытаются охарактеризовать некоторые.
- Но цифры создают иную картину происходящего в Ираке. Атаки повстанцев в первые два месяца этого года происходили в среднем 57 раз в день. Затем эта цифра сократилась до 53, в марте и апреле. Затем в мае отмечалось до 70 нападений в день. Число американских солдат, погибших во враждебных действиях, снизилось в марте-апреле, но удвоилось в последние два месяца, а июнь еще пока не закончился. Резко увеличилось число жертв среди представителей иракской армии и полиции.
- Насилие продолжается. Надеюсь, что оно будет оставаться стабильным по числу инцидентов. Увеличилась смертность. Нет никакого сомнения, что противник - трудный противник, что их нападения приносят больше смертей, чем это было раньше. Они убивают все больше иракцев. Но если задуматься о восстании, то у них нет никаких планов. У них нет ни Хо Ши Мина, ни Мао, ни националиста. Ими руководит аз-Заркави, иорданец, и действует не против диктаторского правительства, а против избранного иракского правительства. Он - враг иракского народа. Правда состоит в том, что не мы одержим победу над повстанцами. Иракский народ победит повстанцев. Но повстанческое движение может длиться 5, 10 ,12 лет. Иностранные силы не смогут его подавить. Но мы можем создать такую обстановку, когда иракский народ и его силы безопасности смогут нанести поражение повстанцам.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях