Le Figaro | 27 июня 2006 г.
Газ: Россия по-прежнему угрожает Украине
Лаура Мандевиль
Едва выиграв трудную партию у своих партнеров-соперников по бывшей "оранжевой" коалиции, чтобы вернуться на пост главы украинского правительства, прекрасная Юлия Тимошенко столкнулась с угрозой открытого кризиса на российском газовом фронте.
Временное соглашение, заключенное в январе под давлением Кремля с целью выхода из тупика, в начале июля в принципе должно быть пересмотрено. Эта перспектива заставляет европейские страны опасаться, что между Москвой и Киевом вспыхнет новая газовая война, которая, как это было в январе, вызовет перебои в поставках драгоценного голубого золота в Европу.
В преддверии саммита "большой восьмерки", на котором будет председательствовать Россия и где главной темой станет проблема энергетической безопасности, это было бы крайне неприятно! Но, как бы то ни было, как только подтвердилось, что Юлия Тимошенко возвращается на прежний пост, она обещала "глубокую ревизию подписанных соглашений и дружественное выстраивание новых договорных отношений с Россией и Туркменистаном", вызвав тем самым раздражение у "Газпрома". Российский газовый гигант объявил о новом повышении тарифа для Украины, которой придется платить за 1000 кубометров газа уже не 95, а 230 долларов.
В разгар январского кризиса Юлия Тимошенко заявила, что соглашение, подписанное прежним украинским правительством, было "предательством национальных интересов". Для Юлии Тимошенко было очевидным, что за этим соглашением скрывались мафиозные интересы представителей Rosukrenergo и госаппаратов Украины и России.
Сможет ли она оздоровить российско-украинские отношения, добившись понижения цены на газ, сказать трудно.
Стратегия выхода из окружения
Козырем Украины остается зависимость Москвы от украинского газопровода, по которому она экспортирует в Европу 80% своего газа. Более того, в январе Россия продемонстрировала лимиты силовой политики, заключающейся в перекрытии газового крана Украине. Так как этот шантаж неизбежно отражается на всех ее европейских партнерах.
Кроме того, Украина может попытаться - с помощью американцев и европейцев - убедить нефтедобывающие страны Центральной Азии частично отказаться от солидарности с Москвой. Эта стратегия выхода из окружения, похоже, уже приносит свои первые плоды: Казахстан только что объявил о присоединении к трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан...
Но значительная зависимость Европы от российского газа остается главной козырной картой для Кремля, который с приближением саммита "большой восьмерки" готовится к атаке. Так, 16 июня Госдума приняла документ, подтверждающий монопольное право "Газпрома" на каналы экспорта российского газа и тем самым торпедирующий Энергетическую хартию, которая гарантировала бы открытость российского рынка для иностранных инвестиций. Помощник Путина Александр Шувалов назвал эту хартию "не отвечающей национальным интересам".
Но в преддверии саммита "большой восьмерки" Россия разрабатывает и собственную инвестиционную политику в поставках энергоресурсов европейским потребителям. После подписания со шредеровской Германией нашумевшего соглашения о прокладке Северо-Европейского газопровода она заключила соглашение с Италией, которую отныне возглавляет Романо Проди. Она уже практически прибрала к рукам белорусские газопроводы. Возглавляемой Виктором Ющенко и Юлией Тимошенко Украине, у которой Москва хочет отобрать знаменитый газопровод "Дружба", повезло: она находится в меньшей изоляции, чем диктатор Лукашенко. Но исход противостояния остается непредсказуемым. Настолько, что некоторые уже утверждают, что Юлия Тимошенко может предложить более крупную сделку. А именно - отложить до греческих календ ходатайство о вступлении Украины в НАТО в обмен на энергетическую "свободу".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях