The Washington Post | 27 июня 2007 г.
ЦРУ публикует досье о преступлениях прошлого
Карен Деянг и Уолтер Пинкус
Вчера ЦРУ рассекретило и опубликовало сотни страниц документов, созданных десятки лет назад. По их прочтении складывается картина того, как в 1970-е годы управление занималось переоценкой собственной деятельности. В этот период ему пришлось совмещать традиционную секретность с попытками очистить свою репутацию от подозрений в незаконных действиях.
В связи с разразившимся в ту пору Уотергейтским скандалом и опасениями, что станет известно о причастности ЦРУ к этой и другим незаконным операциям, было создано специальное досье, куда вошла "деликатная" и "потенциально опасная" информация. В результате появилось собрание документов ЦРУ, которое стали называть "семейными ценностями".
Вчера часть этого архива была рассекречена. В документах рассказывается о таких действиях, как подготовка покушений, нелегальное прослушивание и охота на шпионов в рядах политических партий. В одном из документов сообщается о подготовке отравления одного из африканских лидеров. В другом упоминается, что ЦРУ предложило некоему мафиозному боссу 150 тыс. долларов за убийство кубинского лидера Фиделя Кастро.
Агенты установили наблюдение за редакцией The Washington Post из расположенного напротив отеля, надеясь таким образом установить возможные источники утечки информации из разведслужб. Кроме того, как стало известно, высокопоставленные чиновники ЦРУ хитроумно использовали запросы Белого дома, чтобы обеспечить оплату взломщикам, которые действовали в Уотергейте.
Как свидетельствует одна из служебных записок, в мае 1973 года, при подготовке к выступлению с показаниями в комиссиях Конгресса, расследовавших Уотергейтский скандал, высокопоставленному сотруднику ЦРУ Уильяму Колби пришлось вести борьбу по вопросу о том, какую часть информации раскрывать. Как предупреждал один из коллег, ознакомившийся с проектом показаний Колби, следователи хотели знать, "участвовало ли ЦРУ в незаконных действиях сознательно... или лишь выполняло приказ вышестоящего руководства, даже имея основания подозревать, что он незаконен?"
Упомянутый коллега посоветовал Колби приводить "минимум фактов" и делать ставку на "откровенность". Колби, возглавивший ЦРУ в сентябре 1973 года, позже передал Конгрессу весь архив с "семейными ценностями". Некоторые ветераны ЦРУ до сих пор считают это предательством.
Как сказал вчера теперешний глава ЦРУ Майкл Хайден, данные документы "напоминают о некоторых вещах, которых ЦРУ не следовало делать". Он заявил сотрудникам управления, что внутренние реформы и надзор, усилившийся после Уотергейтского скандала, привели к тому, что ЦРУ "заняло более прочное место в нашей демократической системе".
Хайден стал директором ЦРУ летом прошлого года, когда были озвучены новые подозрения о том, что разведка нарушает законы: применяет пытки к подозреваемым в терроризме в секретных тюрьмах, а также ведет без соответствующих разрешений слежку за американскими гражданами. Решение директора опубликовать "семейные ценности" в ответ на запрос по Закону о свободе информации, принятому в 1992 году, было призвано успокоить критиков и показать, что управление приветствует открытость везде, где это возможно.
В указанных документах приводятся новые подробности об операциях ЦРУ, о которых было известно уже давно из заявлений Конгресса или из средств массовой информации. Опубликованные документы - это не полный отчет об истории управления за четверть века, а набор внутренних записок, переписки с Конгрессом и газетных вырезок. Из многих удалены некоторые сведения, порой вырезаны целые страницы.
Наибольшее число откровений содержат служебные записки, направленные в мае 1973 года в ответ на запрос тогдашнего директора Джеймса Шлезингера, который приказал "немедленно доложить о всех ведущихся или недавно завершившихся операциях, которые могут быть восприняты как нарушение устава управления".
Ответы, направленные ему главами подразделений, чиновниками низшего звена и отставными сотрудниками, содержали подробные рассказы о нелегальной слежке и воспоминания о давних противозаконных операциях.
В одной из коротких записок длиной всего в один абзац упоминается о "плане, который предусматривал убийство Патриса Лумумбы, премьер-министра республики Конго. По данным (имя вычеркнуто), яд должен был располагаться в его машине..." Позже бельгийская комиссия объявила, что в 1961 году Лумумба погиб от рук своих противников внутри страны.
В 1972 году Колби, тщательно подбирая выражения, ответил на письмо Ллойда Шерера из журнала Parade, в котором журналист спрашивал о прямой причастности ЦРУ к убийствам. "Могу заявить и при необходимости подтвердить под присягой, что ЦРУ никогда не занималось политическими убийствами, управление никогда не подстрекало, не нанимало и не предлагало кому-либо участвовать в совершении убийств".
В октябре 1967 года президент Линдон Джонсон потребовал провести межведомственное расследование с целью установить возможные связи американских групп, выступавших против войны во Вьетнаме, с другими государствами, а также связи международных студенческих движений с коммунистами. Ричард Хелмс, в то время директор ЦРУ, приказал своим сотрудникам заняться этим вопросом. По данным служебной записки, основная масса информации была добыта в ходе "важных перехватов", которые производило Агентство национальной безопасности.
Спустя несколько лет после этого сотрудники ЦРУ стали испытывать беспокойство: доклады управления по указанному вопросу содержали сведения об американской радикальной группе "Студенты за демократическое общество", тогда как в соответствии с уставом ЦРУ не имеет права собирать разведданные внутри страны.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях