Статьи по дате

Tages-Anzeiger | 27 марта 2001 г.

Москва отобрала у Анкары черное золото

Томас Зайберт

Среднеазиатская нефть потечет на Запад по казахстанско-российскому нефтепроводу. Это серьезный удар для Турции.

Когда огромный нефтяной танкер проходит через Босфор около Стамбула, ведомства, отвечающие за судоходство, следят за этим, затаив дыхание. Нетрудно представить, что будет, если полностью загруженный нефтью танкер, нередко достигающий 600 метров в ширину, загорится и превратит весь Босфор в море пламени.

В ближайшие годы угроза для Проливов еще более возрастет. В понедельник в Казахстане был торжественно открыт нефтепровод, по которому нефть из недавно открытых месторождений в среднеазиатских республиках потечет к Новороссийску, российскому порту на Черном море. В конце июня Новороссийск покинут первые танкеры, которые доставят казахстанскую нефть на Запад. При этом танкеры должны будут проходить через Босфор. Через Босфор уже сейчас проходят 50 000 торговых судов каждый год, что ставит его в один ряд с Суэцким и Панамским каналами. Турция не может запретить проход танкеров, так как Босфор и Дарданеллы являются международными проливами.

Большой кусок нефтяного пирога

Открытие нефтепровода Тенгиз-Новороссийск является тяжелым ударом для Турции не только из-за того, что в результате этого резко увеличится число танкеров, проходящих через Босфор. Когда в понедельник премьер-министр Казахстана Казимшомарт Токаев дал распоряжение пустить по нефтепроводу первую нефть, Анкара потерпела серьезное поражение в борьбе за преобладающие позиции и контроль над нефтью в Центральной Азии.

Подоплекой нынешних событий стало открытие в прошлом году больших нефтяных месторождений. Только одно казахстанское месторождение Тенгиз содержит около 9 миллиардов баррелей нефти; согласно оценкам специалистов, другое крупное месторождение Казахстана - Кашаган, содержит 10 миллиардов баррелей нефти. К этому надо прибавить большие и частично еще не до конца разведанные месторождения нефти в Азербайджане, Грузии и Туркмении. Суть вопроса состоит в том, по каким нефтепроводам нефть из месторождений в Средней Азии пойдет к Проливам и далее на рынки Запада. В связи с этим обдумывались различные варианты строительства нефтепроводов на Запад - через Россию или через Турцию, на Юг - через Иран или на Восток - через Китай.

При решении вопроса о строительстве нефтепроводов учитывались не только экономические аспекты этой проблемы. Тот, кто контролирует транспортные пути, не только получает солидные прибыли за счет транзита, но и имеет возможность усилить свое политическое влияние в Средней Азии и на Западе. В течение многих лет Турция добивается строительства нефтепровода от азербайджанской столицы Баку через Грузию к турецкому порту на Средиземном море Джейхан. Однако этот проект остался на стадии предварительной разработки. На строительство нефтепровода в 1700 километров потребуются солидные инвестиции. Однако американские нефтяные компании, прежде проявлявшие интерес к разработке каспийских нефтяных месторождений, сомневаются в том, окупятся ли их расходы на строительство нефтепровода. Строительство нефтепровода Баку-Джейхан должно начаться в 2005 году и уже сейчас нефтепровод Тенгиз-Новороссийск составляет ему серьезную конкуренцию.

Американские интересы

Это только одна часть проблемы для Турции. Прежде, отстаивая свой проект строительства нефтепровода, Турция опиралась на политическую поддержку со стороны США. Вашингтон стремится не допустить строительства еще одной транспортной артерии, проходящей по территории Ирана, и вместе с тем ослабить влияние России в Средней Азии. Однако поскольку американские нефтяные компании (Шеврон, Эксон) вложили много денег в строительство нового казахстанско-российского нефтепровода, то весьма сомнительно, что Вашингтон сможет действительно помешать осуществлению этого проекта. Кроме того, новый американский министр энергетики - Спенсер Абрахам, в отличии от своего предшественника - Билла Ричардсона, является противником строительства нефтепровода Баку-Джейхан. Во всяком случае, если нефтяные резервы Прикаспийского региона действительно настолько велики, как утверждают специалисты, это позволило бы в дальнейшим использовать два нефтепровода.

Источник: Tages-Anzeiger


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru