Financial Times | 27 марта 2014 г.
Мягкая война, или когда финансы становятся продолжением политики
Роланд Нэш
По мере того, как между Россией и Западом разворачивается конфликт за влияние на Украине, финансы оказались на передовой линии этого противостояния, пишет Роланд Нэш в блоге Financial Times.
"От принятого Виктором Януковичем российского кредита на 15 млрд долларов до замораживания банковских счетов олигархов в США и Европе, финансы использовались обеими сторонами как средство продвижения своей политической программы", - отмечает автор статьи, старший партнер и главный инвестиционный стратег Verno Investment Research.
Прямым следствием стало снижение стоимости российских активов, одно из многих, поражавших Россию за последние двадцать лет. Если рыночная коррекция - единственное следствие, последние недели станут лишь очередным примером склонности российских рынков слишком бурно реагировать на поток новостей. Но возможны и гораздо более далеко идущие последствия.
За 14 лет доминирования Владимира Путина в российской политике, возможно, главной угрозой его власти был финансовый кризис 2008 года. Внезапно столкнувшись с лишением доступа к финансированию, российский бизнес и элита, которая его контролировала, обнаружили, что не могут выполнять свои обязательства - не только перед Западом, но и друг перед другом, перед российской общественностью и правительством.
Рынок акций за три месяца потерял триллион долларов своей стоимости, западные банки грозились взять под контроль российскую промышленность за долги, а экономический спад составил 8% в 2009 году. В то время как Путин создал весьма успешную вертикаль власти в России, обнаружилось, что вся конструкция российской экономики может оказаться под угрозой всего лишь как результат побочного ущерба решений, принимаемых в США и Европе.
Кризис также продемонстрировал мягкую силу западных финансов в России. Опыт 2008 года стал уроком как для Запада, так и для России. Со своей позиции, Запад выбрал финансы как один из немногочисленных механизмов, способных оказать влияние на Россию в ответ на события в Крыму. Прицельные замораживания активов и ограничение доступа определенным российским компаниям к финансам стали рассматриваться как способ хирургического воздействия на тех, кто принимает решения по Украине. Слухи об угрозе более широких санкций обладают эффектом искусственного создания обстоятельств, так сильно повлиявших на экономическую стабильность России в 2008 году. Реальные конкретные решения не всегда необходимы - сами по себе слухи могут быть достаточно разрушительными, полагает аналитик.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях