Статьи по дате

Asahi | 27 мая 2003 г.

Семьи умерших от перегрузок на работе не хотят больше молчать

Редакция

"Уважаемый председатель суда, смерть моего отца была для меня невыносимым горем. Он умер, когда мне было всего 10 лет", - с этих слов начинается заявление, поступившее в суд от дочери человека, скончавшегося от "кароси" ? сердечной недостаточности, наступившей в результате постоянных перегрузок на работе. Проблема "кароси" до сих пор остается одним из наиболее тяжких социальных недугов страны.

Она обожала своего отца. Когда отец возвращался с работы усталый, она помогала ему переодеваться и вешала в шкаф его костюм. Часто он был вынужден работать и дома - тогда она тихо усаживалась у него на коленях. А когда отец выходил на работу по выходным, он часто брал ее с собой.

Женщина, муж которой скончался пять лет назад, в зале суда зачитывает заявление, написанное ее дочерью.

"Я всегда хотела разговаривать с моим отцом как можно больше, - пишет далее дочь. - Я мечтала, как он будет присутствовать на церемонии по случаю моего совершеннолетия, на моей свадьбе, будет радоваться рождению моих детей".

И дело здесь вовсе не в деньгах. Подавшие этот иск хотят получить извинение от общества за смерть близкого человека, а также публично заявить правду о том, что работа может довести человека до преждевременной смерти.

Для матери и дочери служащего одной из корпораций, умершего от перегрузок сверхурочной работы, или "кароси", этот судебный процесс является единственным способом заставить корпорацию признать свою причастность к смерти сотрудника.

Эти женщины ? члены одной из многочисленных семей, подающих в суд иски и требующих у компаний компенсации за преждевременную смерть своих близких, наступившую вследствие изнурительной сверхурочной работы.

Одной из причин резкого увеличения подачи таких исков стало официальное решение правительства рассматривать все случаи самоубийств, совершенных в результате перегрузок от сверхурочной работы, как несчастные случаи, произошедшие на рабочем месте. Это позволит родственникам умерших получить компенсацию от государственного страхового агентства "Росай хокэн", выплачивающего страховки при наступлении смерти в результате несчастного случая на производстве. Это свидетельствует о том, что правительство наконец обратило внимание на один из самых мрачных аспектов экономической системы Японии.

Трагедия у женщин из префектуры Сайтама, подающих этот иск, произошла 15 ноября 1996 года.

В тот день 42-летний кормилец семьи, придя на работу, почувствовал недомогание. Его стала мучить тошнота, и он решил прилечь на диван в одном из свободных кабинетов. Когда в 17:00 к нему зашел коллега, чтобы справиться о самочувствии, он обнаружил бездыханное тело. Несчастный скончался в больнице от остановки сердца.

Объем сверхурочной работы этого человека, который был служащим одной из токийских компаний по производству оборудования связи, доходил до 100 часов в месяц. Он работал почти круглый год, в том числе и во время национальных праздников и еженедельных выходных. Он часто жаловался жене на ухудшение здоровья, и однажды даже попал в больницу с сердечным приступом, наступившим в тот момент, когда он стоял на платформе и ожидал поезда.

После смерти служащего его жена обратилась в Управление трудовых стандартов с просьбой признать смерть мужа следствием сверхурочной работы. Только через 4 года, в октябре 2000 г., государство подтвердило, что его смерть действительно является случаем "кароси".

Однако компания, в которой работал покойный, так и не принесла извинения его семье. Тогда в декабре 2001 г. жена покойного подала иск на компанию с требованием возместить семье нанесенный ущерб.

Дочь особенно сильно переживала утрату отца. Когда он скончался, она училась в пятом классе средней школы.

Весть о смерти отца настигла девочку утром, когда она была на занятиях в школе. Услышав об этом, она потеряла сознание. Стресс был настолько сильным, что у девочки впоследствии начиналась тошнота и рвота, когда она выходила из дома, и ухудшился слух. Будучи еще в подростковом возрасте, она уже страдает бессонницей. Ей был поставлен диагноз "стрессовое состояние, наступившее в результате душевной травмы", и сейчас она вынуждена часто обращаться к врачу. Из-за тяжелого состояния девочки мать вынуждена лично отводить ее в школу почти каждый день.

Иск этой семьи все еще рассматривается в суде.

"Подача иска на компанию воодушевит многие семьи, понесшие тяжелую утрату. Это поможет им установить истинную причину смерти своих близких", ? говорит Хироси Кавахито, адвокат и эксперт по случаям смерти, наступившей вследствие сверхурочной работы.

В декабре 2001 министерство труда расширило границы, позволяющие классифицировать случаи смерти служащих как следствие сверхурочной работы. Раньше министерство принимало во внимание только условия работы в течение одной недели, после которой у человека впервые начинали проявляться симптомы болезни, ставшей причиной смерти.

По новым стандартам, случаем "кароси" признается смерть, наступившая вследствие хронической усталости, вызванной сверхурочной работой в объеме более 80 часов в месяц. При этом учитываются условия труда в течение шести месяцев до появления первых симптомов заболевания.

В минувшем финансовом году, закончившемся 31 марта 2002 года, было признано 143 случая "кароси" ? это на 68% больше, чем в предыдущем году. Увеличивается и количество исков против компаний, которые подают родственники умерших. Если в 2001 году было подано 30 таких исков, то в 2002 году их количество дошло до 50.

Одним из наиболее показательных стал иск 55-летней Мидори Хиросэ. Ее сын Масару умер в июне 1996 в возрасте 21 года.

В апреле 1996 года Масару получил место внештатного сотрудника в осакском издательстве журнала для автомобилистов. Он начал упорно работать, надеясь получить в издательстве постоянное место работы.

Работа была изнурительной. Накануне выпуска очередного номера журнала все сотрудники издательства, в том числе и внештатные, как Масару, были вынуждены работать более 10 часов в день.

Масару быстро похудел и стал жаловался на усталость.

12 июня 1996 года он вернулся с работы домой около 4:00. Прежде чем лечь спать, он сказал матери, что встанет в 10:00 и попросил разбудить его.

Но Масару так и не проснулся. Причиной его смерти была остановка сердца.

Mидори немедленно потребовала от издательства принести извинение семье и признать вину в смерти ее сына, которая должна рассматриваться как случай "короси". Но издательство отклонило ходатайство матери и отказалось взять на себя ответственность за смерть ее сына.

Получив отказ от издательства, в июне 1998 года Мидори обратилась в министерство труда. В мае 2002 года смерть ее сына был признана как случай "кароси". Это решение имело огромное значение, поскольку Масару был всего лишь внештатным сотрудником, проработавшим в издательстве 51 день.

В июне 2002 года Мидори подала на издательство иск с требованием выплатить компенсацию за смерть сына.

Мидори подала иск в суд после того, как несколько раз присутствовала на слушании дел, связанных со смертью служащих, наступившей по причине длительной сверхурочной работы. Результаты судебных разбирательств вдохновили женщину, и она решила бороться за свои права.

"Исход этих дел вселил в меня уверенность в том, что и у меня будет достаточно сил выиграть процесс", - сказала Мидори.

Источник: Asahi


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru