Berliner Zeitung | 27 мая 2003 г.
Хочет ли Путин ограничить власть главы государства?
Катя Тихомирова
В декабре в России пройдут парламентские выборы. Предвыборная борьба уже началась, и она может быть более напряженной, чем ожидалось. Виной тому неожиданное предложение, которое президент Владимир Путин сделал политическим партиям. Следующий кабинет, заявил недавно глава государства в своем послании Федеральному собранию, мог бы быть сформирован по принципу большинства в новом парламенте.
В обращении президента содержался целый ряд инициатив и предложений, которые, однако, не были объяснены подробно, поэтому планы президента вызвали множество слухов. Несмотря на это, депутаты российского парламента преимущественно положительно отнеслись к этой инициативе президента. Если впредь самая сильная фракция в парламенте будет формировать правительства, а не президент, как происходило до сих пор, то это приведет к значительному усилению роли партий в политической жизни страны. "Хотя пока не ясно, на какой основе можно будет осуществить данное предложение, важно, что такое предложение вообще прозвучало", - заявил лидер партии "Яблоко" Григорий Явлинский.
В 1998 году, когда премьером был Евгений Примаков, уже был прецедент коалиционного правительства, в которое даже вошли коммунисты. Однако это призвание министров из рядов оппозиции произошло по указанию тогдашнего президента Бориса Ельцина. Напомним, что в октябре 1993-го Ельцин внес изменения в Конституцию, превратив Россию в президентскую республику. Это означает, что кабинет формируется и назначается президентом и отвечает непосредственно перед президентом. Так что если Путин намеревается предоставить право формирования правительства той политической партии, чья фракция в Думе в результате выборов окажется самой сильной, то ему сначала придется изменить российскую Конституцию, а также смириться с ослаблением своей собственной позиции.
Сергей Колмаков, вице-президент Фонда развития парламентаризма в России, тоже приветствовал предложение Путина. Однако, по его словам, нужно подождать, чтобы выяснить, является ли это наступление Путина тактическим шагом, нацеленным на то, чтобы избавится от нынешнего правительства Михаила Касьянова, или же президент действительно всерьез намерен менять Конституцию.
Олег Морозов, член пропрезидентской партии "Единая Россия", однако, полагает, что Путин как раз не собирается менять Конституцию себе в ущерб. "Я думаю, что президент ограничится консультациями с теми, кто будет обладать большинством в новом парламенте", - заявил Морозов. Его партия сейчас имеет самую сильную парламентскую фракцию. Второе по численности место занимают коммунисты.
Однако даже консультации с думским большинством при формировании правительства могут потребовать изменений законодательства. Дело в том, что сейчас члены кабинета по закону должны быть беспартийными. Партийные функции некоторых из них, как, например, министра внутренних дел Бориса Грызлова (лидера "Единой России"), на время работы в правительстве должны быть приостановлены. Если же разрешить министрам быть членами партий, то этот закон нужно менять.
Председатель фонда "Политика" Вячеслав Никонов, комментируя предложения Путина, заявил, что изменение Конституции приведет к существенной перемене политической картины в России. Партии, которые до сих пор не играли никакой роли из-за того, что не имели возможности ни формировать правительство, ни избирать премьера, теперь могут получить свободу действий, полагает он.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях