International Herald Tribune | 27 мая 2003 г.
Некоторым удается нажиться на SARS
Томас Крэмптон
Гонконг. Азиатские компании создали новые продукты или адаптировали уже существующие таким образом, чтобы получить прибыль от вспышки нетипичной пневмонии.
Смертельное респираторное заболевание, которое нанесло сокрушительный удар по индустрии туризма в регионе, открыло некоторые возможности для компаний, выпускающих инновационные продукты, обладающих маркетинговым чутьем и продающих предмет, который приносит прибыль благодаря вспышке этого заболевания.
Среди тех, кто включился в гонку по продаже продуктов, связанных с SARS, гонконгский миллиардер Ли Ка Шинг, Народно-освободительная армия Китая, крупнейшая оборонная компания юго-восточной Азии и американский страховой гигант AIG.
Хотя некоторые компании критикуют за то, что они пользуются невежеством потребителей, ряд продуктов разработан в сотрудничестве с правительствами, стремящимися ограничить распространение заболевания.
"Конечно, нет недостатка в новых продуктах, о которых говорят, что они позволяют предотвратить, обнаружить или вылечить SARS, ? заявила Маргарет Чан, глава гонконгской службы здравоохранения. ? Но дело в том, что мировое сообщество пока не пришло к соглашению о том, каким именно должно быть лечение".
Озабоченность по поводу извлечения выгоды заставила американскую Федеральную торговую комиссию издать предупреждение для потребителей, касающееся размещенных в интернете объявлений, рекламирующих продукты, которые могут предотвратить заболевание.
Среди новых азиатских продуктов разнообразные жидкости, предохраняющие от SARS, оборудование для обнаружения высокой температуры на расстоянии и орвелловская система, позволяющая следить за теми, кто подходит к больному достаточно близко, чтобы заразиться.
Пожалуй, самым плодовитым создателем продуктов, связанных с SARS, является Народно-освободительная армия Китая. Ее департамент тыловой поддержки начал продавать целую линию продуктов, включая передвижные прачечные, предназначенные для дезинфекции одежды, зараженной вирусом.
Представители армии заявили газете People's Daily, что с приближением лета ожидают роста продаж халатов, защищающих от вируса, изготовленных из более легкого материала, чем предыдущие.
По мнению генерального директора AIG, Мориса Гринберга, при правильном маркетинге можно ожидать роста продаж полисов страхования жизни.
"В долгосрочной перспективе страх перед SARS будет сильнейшим толчком к увеличению продаж полисов страхования жизни и сопутствующих продуктов", - заявил он на ежегодном собрании акционеров, прошедшем в мае.
Гринберг добавил, что компания будет создавать специальные продукты в ответ на опасения, связанные с заболеванием.
Нетипичная пневмония открыла новые возможности перед продуктом, который фирма Singapore Technologies Electronics, подразделение крупнейшей оборонной компании Singapore Technologies Engineering, разрабатывала для других целей.
Когда SARS нанесла удар по Сингапуру, компания, которая разрабатывала термальную камеру для выявления диабета, быстро изменила технологию и создала первые камеры, установленные в аэропортах для обнаружения пассажиров с высокой температурой.
Поскольку высокая температура является главным симптомом SARS, руководство азиатских аэропортов ввело обязательную проверку температуры для пассажиров, прибывающих из зараженных районов.
Система была разработана менее чем за месяц и впервые установлена пять недель назад. Компания уже продала 138 камер, каждая из которых стоит 90 тыс. сингапурских долларов (52 тыс. долларов США). По оценкам компании, продажа этих инфракрасных систем в нынешнем году увеличит прибыль на 20 млн сингапурских долларов.
Среди других продуктов, разрабатываемых компанией, определяющая температуру идентификационная карточка и система, позволяющая определять местонахождение человека, входившего в комнату больного SARS.
Эта система уже используется в сингапурской больнице Александры.
В Гонконге, откуда болезнь начала распространяться по миру, самый известный в регионе бизнесмен выработал свою стратегию по извлечению выгоды.
Миллиардер Ли Ка Шинг, прозванный Суперменом за способность безупречно выбирать время для выхода на рынки и ухода с них, появился на рынке SARS с напитком, предназначенным для борьбы с заболеванием путем укрепления иммунной системы.
Жидкость изготовлена его биотехнологической компанией CK Life.
Она получила название "Витагейн" и рекламируется в сети магазинов, принадлежащих Ли. Слово SARS на этикетке перечеркнуто красной полосой, как в табличках, запрещающих курение. В состав напитка входят вода и дрожжи.
Хотя продукт не получил правительственного одобрения, компания пообещала выплатить 200 тыс. гонконгских долларов (26 тыс. долларов США) любому, кто заболеет, несмотря на использование ее продукта.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях