La Stampa | 27 мая 2004 г.
Убить чеченца - не преступление
Анна Зафесова
Капитан Эдуард Ульман уверен в своей невиновности. Его освобождение из клетки для обвиняемых в зале суда приветствовали аплодисментами. Он чувствовал себя триумфатором, быть может, даже героем, принимал цветы от поклонников, с чувством издал вздох облегчения. Правосудие свершилось. И у него были все основания для радости: спецназовцы были оправданы не из-за недостатка доказательств, а "за отсутствием в их деяниях состава преступления", и не пособническим военным судом, а жюри из 12 непредвзятых присяжных. Дело не в слабости обвинения. Присяжные знают, что Ульман убил шесть гражданских лиц, они этому поверили, но, тем не менее, признали его невиновным.
11 января 2002 года капитан Ульман с тремя сослуживцами, российскими спецназовцами, охотился за боевиками в чеченских горах. На пути им попался УАЗ, они приказали ему остановиться, но машина продолжала движение. Тогда Ульман приказал стрелять, не по колесам, а по окнам автомобиля. Один из пассажиров, учитель Саид Аласханов был убит на месте, еще двое ранены. Пять выживших - еще один учитель, водитель, который решил заработать извозом, и пожилая женщина с маленьким внуком - укрылись в кустах. Военные их вытащили, проверили документы, которые оказались в порядке, и даже оказали помощь двум раненым чеченцами.
Но они были ненужными свидетелями, и Ульман по радио проконсультировался со своим командиром, который якобы дал ему приказ. По окончаниия разговора капитан приказал чеченцами идти прочь, мол, вы свободны, и расстрелял их в спину. Для того чтобы скрыть "ошибку" десантники попытались взорвать УАЗ с трупами, как будто он напоролся на мину, но им это не удалось, и тогда они подожгли машину вместе с телами.
Случай каких много; этот, однако, дошел до суда и должен был стать показательным процессом, чтобы продемонстрировать, что и чеченцы в России могут надеяться на справедливость. Однако жюри присяжных, введение которых в систему правосудия, как надеялись, привнесет милосердие в угодливые и безжалостные российские суды, проголосовало единогласно, ответив "да" на вопрос, доказано ли, что Ульман и его люди совершили убийство, и "нет" - на вопрос о том, виновны ли они. Спецназовцы лишь выполняли приказ, и потом, убить чеченца - это не преступление.
Такое решение вызвало негодование чеченского президента Ахмада Кадырова. Однако несколько дней спустя Кадыров сам погиб в результате теракта, а "невиновные" убийцы вернулись на военную службу и готовятся к возвращению в Чечню.
Так что на процессе "народ против капитана Ульмана" народ оказался на стороне Ульмана.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях