The Guardian | 27 мая 2008 г.
Министры EC поддержали план переговоров с Россией
Иэн Трейнор
Возможно, стратегическое партнерство будет иметь силу юридического обязательства. На Кремль надавят, требуя содействия расследованию дела Литвиненко
Вчера Европейский союз, намереваясь начать с чистого листа отношения с новым кремлевским руководством, дал ход усилиям заключить амбициозное стратегическое соглашение, которое регулировало бы отношения между Европой и Россией после нескольких лет усиления напряженности.
Шаги к достижению широкообъемлющего и имеющего юридическую обязательную силу соглашения между ЕС и Россией начнутся на саммите в июне. В случае успеха соглашение, возможно, принудит российские власти экстрадировать подозреваемого по делу об убийстве Александра Литвиненко - активиста оппозиции, бывшего сотрудника КГБ, скончавшегося в Лондоне полтора года тому назад.
Европа без малого два года переживала метания по вопросу о том, как теперь общаться с Россией, которая при Владимире Путине стала более напористой. И вот вчера министры государств-членов ЕС на своей встрече в Брюсселе договорились выдать мандат на начало переговоров о новом стратегическом соглашении. Переговоры намечено провести на саммите Россия-ЕС, который состоится в июне в Сибири. Брюссель явно надеется, что при новом президенте Дмитрии Медведеве отношения между Россией и ЕС удастся выстроить в новом духе.
"Мы стремимся к стратегическому сотрудничеству. Мы хотим заключить всеобъемлющее соглашение, - сказала Бенита Ферреро-Вальднер, комиссар ЕС по внешним связям. - Оно должно включать в себя обязательства, имеющие юридическую силу".
"Соглашение о партнерстве и сотрудничестве", заключенное Брюсселем и Москвой на 10 лет, в прошлом году истекло, но попытки принять документ, который пришел бы ему на смену, сорвались из-за разногласий государств-членов ЕС друг с другом и успешной тактики российской стороны по вбиванию клиньев между европейскими правительствами.
Руководители западноевропейских стран, особенно Германии, для которой ведение бизнеса в России имеет наибольшее значение, стремились улучшить отношения с Москвой, а новые члены ЕС из Центральной Европы, ранее находившиеся под владычеством Кремль, выдвигали намного более жесткие условия.
Польша наложила вето на переговоры с Москвой из-за эмбарго российской стороны на импорт польского продовольствия. Затем возобновление переговоров заблокировала Литва, недовольная политикой Кремля по отношению к некоторым бывшим частям СССР и из-за конфликта вокруг нефтеперерабатывающего завода.
Британское правительство, рассерженное реакцией Москвы на убийство Литвиненко, тоже стремилось к более суровым условиям для начала переговоров с Россией. Как предполагается, в результате этих переговоров будет заключен целый ряд юридически обязывающих соглашений, касающихся всего спектра вопросов - от торговли и энергетического сектора до прав человека и сотрудничества в области судебной системы.
Представители Великобритании настояли на том, чтобы в мандат на переговоры была включена формулировка, касающаяся сотрудничества в судебно-правовой области. Согласно этой статье, которую один европейский дипломат назвал "дополнением имени Литвиненко", на Москву будет оказано давление, с тем чтобы она выдала Андрея Лугового - депутата российского парламента и главного подозреваемого в этом убийстве, совершенном в Лондоне с применением радиоактивного отравляющего вещества.
Хотя европейские официальные лица надеются, что передача власти от Путина к Медведеву, возможно, ознаменует начало более спокойного периода, тот факт, что для своего первого зарубежного визита в качестве президента Медведев выбрал Китай (там он побывал на прошлой неделе) укрепил подозрения, что при новом руководстве Россия будет стремиться к антизападным альянсам.
Владимир Чижов, постоянный представитель России в Брюсселе, который возглавит делегацию на переговорах с ЕС, сказал, что по сравнению с президентством Путина перемен не будет: "Можете не сомневаться, что базовая линия отношения России к ЕС будет отличаться преемственностью".
Чижов посмеялся над тем, сколько времени потребовалось европейским правительствам для выработки общей позиции, и предостерег, что Россию не следует превращать в лабораторию, где ЕС проводил бы эксперименты с единой внешней политикой. "Меня назначили главой делегации на переговорах, и теперь, полтора года спустя, я сижу здесь и все еще дожидаюсь, пока те, с кем я должен вести переговоры, займут места по ту сторону стола", - сказал он.
Также по теме:
ЕС хочет от России газа - и Лугового (Обзор прессы)
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях