Corriere della Sera | 27 ноября 2000 г.
Послание Чампи Кремлю
Франко Вентурин
Поездки в Россию не являются чем-либо ординарным, но два обстоятельства придают особое значение визиту в Москву, который президент Италии Карло Азелио Чампи начинает сегодня вечером. Первое обстоятельство внутреннего характера и связано с не слишком заслуживающим доверия образом Италии, сотрясаемой постоянными предвыборными конвульсиями. Второе обстоятельство касается всего Запада и нерешенной проблемы о степени доверия Владимиру Путину. Речь идет о непропорциональном уравнении, в котором стремление играть определенную роль на международной арене сочетается с внутренними противоречиям. Подобная ситуация чревата для Италии опасностью все возрастающей неуверенности в собственных силах. Нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что Джулиано Амато, несмотря на высокий авторитет, является все же главой уходящего правительства, а весной будущего года должны состояться очередные выборы. Партнерам Италии также известно, что Ламберто Дини не останется на своем посту, и что дипломатия находится под влиянием затяжной предвыборной кампании. Дальние и ближайшие соседи задаются вопросом, как может измениться внешняя политика Италии, направляемая либо Сильвио Берлускони, либо Франческо Рутелли, один из которых, вероятно, возглавит МИД Италии, и каким будет правительство страны, которому предстоит возглавить встречу ?восьмерки?, запланированную на июль будущего года.
Следствием изменений, которые произойдут в результате проведения выборов, станет объективная потребность в формировании платформы для обозначения основных долгосрочных направлений итальянской внешней политики. Во время своего визита в Москву Чампи намерен выступить именно с такими заявлениями: опираясь на личный авторитет и значимость занимаемой должности, он, как всегда, будет строго придерживаться своих конституционных полномочий, осознавая необходимость восполнить дефицит самостоятельности, в значительной степени принижающий достоинство Италии на международной арене. В этой государственной и политической миссии президента Италии нет ничего общего с отрицанием заслуг нынешнего правительства или демонстрацией желания осуществить смену кабинета министров.
За зыбучими песками итальянской политики просматривается необходимость признания за президентом той роли, которую он может сыграть для защиты национальных интересов. Ламберто Дини, сопровождающий Чампи в поездке в Москву и представляющий исполнительную власть, вероятно, сможет продемонстрировать общность взглядов президента и правительства.
Не стоит забывать, что для Италии, пребывающей в постоянном поиске рулевого, Россия не может считаться достаточно удобным полигоном. В течение всех 11 месяцев, как Владимир Путин обосновался в Кремле, а затем был избран президентом России, в западных правительствах все еще сильна тенденция совершать две крупных ошибки. Первая заключается в том, что Запад испытывает страх перед Путиным и относится к нему как бывшему сотруднику КГБ, игнорируя особую заинтересованность Европы в максимальном вовлечении России в орбиту интересов сообщества, настроенного на прогресс и мирное урегулирование.
Вторая ошибка, напротив, является следствием излишне активного игнорирования западных ценностей и чрезмерно терпимого отношения к своеобразию России в рамках Realpolitik.
К сожалению, Путин выдвигает аргументы, удовлетворяющие как оптимистов, так и пессимистов. Нет необходимости цитировать Солженицына, чтобы понять, что в России постоянно существует опасность тоталитаризма, что за ?отлучением? олигархов скрывается жестокая борьба за власть, что так и не найдено решение острой чеченской проблемы, что свобода печати наталкивается на многочисленные препятствия, что состояние экономики улучшается, но тем не менее процесс рыночных реформ не соответствует параметрам МВФ. Мы можем также напомнить о недавнем решении Кремля возобновить поставки вооружений Ирану: этот вопрос можно назвать одним из основных в рамках американо-российских отношений. Более того, он обретает особую деликатность в том случае, если хозяином Белого Дома станет Джордж Буш.
Обратная сторона медали связана с историей, с воспоминаниями о распадающейся России, доставшейся в наследство Путину. Он столкнулся с необходимостью реформировать государственные структуры, налоговую систему, бороться с разрастающимися коррупцией и преступностью и одновременно с этим должен был подталкивать страну на пути реформ и не ставить под сомнения демократические завоевания эпохи Ельцина, увязывая новый национализм Москвы с недостаточно совершенной и противоречивой схемой поведения, основывающейся, тем не менее, на западной модели.
Когда в понедельник Азелио Чампи встретится с Путиным, он не ограничится демонстрацией удовлетворения в связи с расширяющимся сотрудничеством двух стран в сфере энергетики и промышленности. Он донесет до своего кремлевского коллеги следующую справедливую мысль: место России - среди великих демократий, в крупных экономических системах, в том европейском пространстве, которое с расширением Европейского союза обретет невиданные масштабы и потенциал. Дверь, таким образом, широко распахнута. Однако Запад и Европа живут в соответствии со своими ценностями, в правовом обществе, в условиях свободы информации, соблюдения прав человека и транспарентности власти. Как и любое другое европейское государство, Россия должна соответствовать всем этим параметрам.
Чтобы стимулировать процесс реформ в России, надо предлагать и требовать абсолютно непредвзято. А также следует показать, что Италия, несмотря на внутренние противоречия, не потеряла голос.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях