The Times | 27 ноября 2001 г.
Рисковый Путин открывает второй фронт
Бронвен Маддокс
Внезапные действия России, отправившей вчера 12 военно-транспортных самолетов с гуманитарной помощью в Афганистан, оказались для Запада полной неожиданностью. Уже не в первый раз после 11 сентября возникают ассоциации с захватом российскими десантниками аэропорта Приштины во время войны в Косово. Доставка помощи может оказаться тем троянским конем, который позволит президенту России приобрести влияние в Афганистане.
В то же время Путин решил помериться с силами с ОПЕК, отказавшись выполнить требования картеля о сокращении добычи нефти, что привело бы к повышению цены на нее. Ни одна из сторон пока не пошла на уступки; тем временем тупиковая ситуация уже привела к тому, что вчера цена на нефть снизилась еще больше. Если ОПЕК одержит победу в этом противостоянии, это подорвет российский бюджет и негативно отразится на президентстве Путина; если выиграет Россия, это усилит ее влияние на страны Средней Азии и, безусловно, США.
Как и в Приштине, действия России поставили Запад в неудобное положение. Россия объявила, что ее самолеты отправляются в Баграм, и что российская миссия намерена открыть в Афганистане центр по оказанию гуманитарной помощи. "Северный альянс", которому Россия подчеркнуто оказывает помощь, даже не пикнул, а какой шум он поднял, когда в Баграм прибыли 100 британских солдат для обеспечения безопасности аэропорта!
Если судить об этих действиях России по произведенному эффекту, то они заслуживают наивысшей оценки. В плане гуманитарной помощи Россия может составить конкуренцию и ООН, которая только приступила к ее оказанию.
Но речь идет не только о демонстративном шаге. Его следует рассматривать в контексте ряда мер, предпринимаемых Россией и призванных дать понять, что Россия хочет иметь в Афганистане свое влияние.
В воскресенье вечером министр иностранных дел Игорь Иванов объявил о намерении России открыть в Кабуле постоянное дипломатическое представительство. Он подчеркнул, что Россия уже выбрала для него подходящее здание, добавив - просто на тот случай, если кто-то подумывал о том, что посольство планирует вернуться на прежнее место - что прежнее здание слишком разрушено, чтобы его можно было привести в надлежащий вид. Россия одной из первых открыла в Кабуле временную миссию. Не секрет, что Россия хочет участвовать в формировании будущего афганского правительства; понятны также причины этого желания. Россия опасается, что талибы, даже в ослабленном состоянии, могут продолжить оказание помощи чеченским повстанцам, дестабилизируя ситуацию в Средней Азии.
Вчера, памятуя о предстоящих переговорах по формированию нового афганского правительства, которые будут проведены в Бонне, Россия вновь заявила, что она выступает против участия в нем даже умеренных талибов. Иванов объяснил эту позицию России соображениями морального плана: нельзя допустить участия в правительстве представителей группы, причинившей Афганистану столько зла.
Однако в данном вопросе Россия больше руководствуется соображениями своей безопасности и инстинктом Путина, который чувствует, что нынешние события дают возможность усилить зону российского влияния.
Этим объясняется и схватка России с ОПЕК. Россия сильно зависит от экспорта нефти, и она недоверчиво отнеслась к требованию ОПЕК, чтобы нефтедобывающие страны, не входящие в картель, помогли остановить падение цен на нефть, сократив ее добычу. Россия, видимо, полагает, что ей удастся продавать такое же количество нефти, как и раньше, не доводя дело до ценовой войны, которой угрожает ОПЕК. И пока ей это удается.
Цель Путина ? избежать потерь для бюджета и одновременно стать в будущем крупнейшим игроком на мировом нефтяном рынке. Вчера министр экономики Герман Греф упорно настаивал на том, что нет никакой необходимости корректировать прогнозы экономического роста на будущий год в сторону уменьшения. Однако если ОПЕК реализует свою угрозу, доходы в бюджет сократятся значительно сильнее, чем если бы Россия согласилась выполнить требования картеля.
Предпринимая эти шаги, которые могут поставить под угрозу отношения с другими странами, Путин руководствуется известными опасениями по поводу безопасности России, а также ощущением, что перед Россией сейчас открываются хорошие возможности. Он хочет преподнести ряд трофеев представителям российской военной и политической элиты, которые очень подозрительно смотрят на то, как президент обхаживает США (многие их них до сих пор считают Америку главным противником). Это рискованная игра, и пока она складывается в его пользу.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях