The New York Times | 27 ноября 2002 г.
Туркмения обвиняет Россию в покушении на своего президента
Стивен Ли Майерс
Вчера туркменские власти сообщили об аресте по меньшей мере 16 подозреваемых в покушении на жизнь авторитарного президента страны Сапармурата Ниязова. Они обвинили Россию и другие страны в негласной поддержке лидеров туркменской оппозиции, проживающих в эмиграции, которые, как считает официальный Ашхабад, стоят за этим покушением.
Аресты и обвинения в адрес политических оппонентов Ниязова, проживающих за рубежом, свидетельствуют о том, что реакция на покушение, которое было совершено в понедельник в туркменской столице, будет очень жесткой.
Хотя Ниязов не пострадал, инцидент стал одним из редких проявлений насилия как способа выражения недовольства положением дел в стране, где все находится под строгим контролем президента и верных ему спецслужб.
"Цель данной акции заключалась в дестабилизации обстановки в республике", - заявил на пресс-конференции руководитель пресс-службы Ниязова Сердар Дурдыев.
По словам Дурдыева, за покушением стоят бывший заместитель министра сельского хозяйства Сапармурат Ыклымов и некоторые другие видные эмигранты. Дурдыев не назвал никого из российских официальных лиц, причастных к покушению, но подчеркнул, что по крайней мере четверо из подозреваемых являются грузинами.
Российские официальные лица категорически опровергли подобные обвинения, хотя в России сейчас проживают некоторые лидеры туркменской оппозиции, эмигрировавшие из Туркмении после падения советского режима.
"Абсурдность этих высказываний столь очевидна, что комментировать их бессмысленно", - заявил вчера спикер Совета Федерации Сергей Миронов.
Со своей стороны, Ыклымов, живущий в шведской деревушке рядом с Северным полярным кругом, заявил, что ему ничего не известно о данном инциденте. В телефонном интервью Ыклымов сообщил, что в Туркмении арестованы некоторые члены его семьи, включая дочь, а 75-летнюю мать, которая не поднимается с постели, охраняют вооруженные полицейские.
"К сожалению, это обычное дело для Туркмении, - отметил Ыклымов. - Теперь начнутся репрессии. Они арестуют членов семьи подозреваемых. Они будут добиваться выдачи своих оппонентов, проживающих за рубежом. Все это демонстрирует слабость Ниязова".
Среди других лиц, обвиняемых в причастности к покушению, фигурируют бывший министр иностранных дел Борис Шихмурадов, бывший посол в Турции Нурмухаммед Ханамов и бывший директор Центробанка Худайберды Оразов.
По словам Дурдыева, у туркменских властей имеется запись прошлогоднего телефонного разговора Оразова с российским чиновником очень высокого ранга, в котором шла речь о том, как помочь Оразову нелегально покинуть Туркмению.
Оразов, с которым удалось связаться по мобильному телефону (в какой именно стране он находится, он сообщить отказался), подчеркнул, что оппозиция, проживающая в эмиграции, резко негативно относится к использованию насильственных методов в борьбе с Ниязовым.
"Да, мы хотим отстранить его от власти, - заявил Оразов. - Да, мы хотим создать на нашей родине светское демократическое государство. Но мы никогда не прибегнем к подобным методам".
Он и Ханамов, с которым тоже удалось связаться по мобильному телефону, предположили, что покушение могли совершить представители оппозиции, действующие в самой Туркмении, и что теперь Ниязов использует его, чтобы оправдать жесткие меры против всех оппозиционных лидеров.
"Он очень хорошо понимает, что привел страну к пропасти, - заявил Оразов. - Только с помощью подобных мер он сможет удержать власть в своих руках".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях