The Times | 27 ноября 2003 г.
После шести лет у власти Блэру приходится объяснять, чего он хочет
Питер Ридделл
В премьерстве Тони Блэра наступил критический момент. За прошедший год его личный авторитет сильно пошатнулся в спорах из-за войны в Ираке. Его европейская политика испытывает сильное давление, многие члены его собственной партии не согласны с основными положениями его программы коммунальной реформы. Блэру приходится объяснять, чего хотят лейбористы и он сам на посту премьера.
Частичный ответ был дан во вчерашней речи королевы. В официальном открытии парламента всегда есть что-то искусственное, и это относится не только к знакомой утренней церемонии в Палате лордов, но и к легковесным дневным выступлениям партийных лидеров в Палате общин. Впрочем, вторая часть была живее и острее, чем обычно, поскольку Блэр не без оснований воспринимает Майкла Ховарда серьезнее, чем Дункана Смита.
Оттенок искусственности привносит и попытка правительства придумать модель, объединяющую несовместимые предложения. Бессмысленно пытаться связать сквозной темой все заявленные вчера законопроекты о высшем образовании, предоставлении убежища и иммиграции, реформе Палаты лордов и государственном аудите в Уэльсе.
Тестом для вчерашних предложений является то, как они вписываются в правительственную программу шестилетнего пребывания Блэра у власти. Утрачивают новые лейбористы энергию? Немногие правительства продержались так долго. Этли, Макмиллан, Вильсон и Мэйджор не оставались на Даунинг-стрит дольше этого срока.
Исключением является Маргарет Тэтчер. У ее правительства возникли проблемы в середине второго срока. Тогда, как и сейчас, в седьмой речи королевы в ноябре 1985 года, подготовленной ее правительством, было множество предложений. Как и вчера, трудно было связать их единой темой. Это были проекты законов об общественном порядке, торговле наркотиками, отмене советов по зарплатам, финансовых услугах Сити (написанный министром по имени Майкл Ховард), оценке труда учителей и экспериментах на животных.
Программа также включала в себя новые важные элементы приватизации: продажу компании British Gas и допуск частного капитала в British Airports Authority. В ретроспективе список законопроектов видится как крупный строительный блок программы приватизации и отмены государственного регулирования, которая в 80-е годы изменила весь экономический и промышленный ландшафт Британии.
Названные вчера законопроекты показывают, что правительство не испытывает недостатка в инициативах, касающихся ключевых тем: коммунального обслуживания, контроля над иммиграцией, пенсий и сбережений, конституционной реформы. Показательными являются и такие вопросы, как "стратегический аудит" британской экономики и социальные проблемы.
Немногие законопроекты касаются таких проблем, как низкая производительность труда, бедность, недостаточные инвестиции в научные и исследовательские проекты, высокий уровень преступности. В этом смысле бюджетное послание Гордона Брауна, которое будет оглашено 10 декабря, не менее, если не более важно, чем вчерашний список законопроектов.
Многие из вчерашних предложений очень спорны. "Смелые" лозунги Блэра непопулярны среди студентов и их родителей, лордов, судей, организаций, защищающих права семьи, беженцев и гражданские свободы.
Перспективы законопроекта о высшем образовании, увеличивающего плату за обучение, выглядят туманно. Министр образования Чарльз Кларк уверен, что закон будет принят, но лейбористы в парламенте предупреждают, что бунт в собственной партии может его блокировать. Это будет серьезный удар по политическому авторитету Блэра.
Многие парламентарии-лейбористы выступают против этого законопроекта потому, что хотят спокойной жизни и победы на следующих выборах. И если закон не будет принят, мало кто за стенами Даунинг-стрит огорчится по этому поводу, хотя университетам и дальше придется бороться с серьезными финансовыми проблемами.
Блэру необходимо навязать свою волю по проблеме европейской политики. Он неоднократно говорил о своих надеждах сделать Британию ведущей силой в Европе, но эти заявления подрывают разногласия по поводу иракской войны и бесконечные проволочки, касающиеся решения по евро.
Сейчас Блэру приходится выдерживать натиск в связи с конституцией ЕС: министры относятся к ней скептически, а оппозиция требует референдума. На Даунинг-стрит опасаются, что без договора Германия, Франция и их союзники вырвутся вперед.
В обоих случаях присутствует и тема отношений Блэра с канцлером. Большинство членов кабинета и парламентариев хочет, чтобы Блэр остался на Даунинг-стрит и работал в тесном сотрудничестве в Брауном. Но в октябре, когда Браун произнес речь лидера "настоящих лейбористов" на партийной конференции, в отношениях наступило охлаждение. В это время Блэр отменил ряд запланированных совещаний с Брауном. Однако в последние недели отношения, похоже, улучшились, и Блэр провел с Брауном много времени, обсуждая политическую стратегию вплоть до промежуточного манифеста.
В "Проспекте", который будет опубликован завтра, речь идет о серьезных проблемах, стоящих перед Блэром. В нем будут поставлены вопросы о путях их решения, хотя проблему баланса между налогами и расходами, вероятно, обойдут молчанием.
Дилемма Блэра заключается в том, чтобы восстановить отношения с собственной партией как в парламенте, так и за его стенами, не потеряв голоса избирателей Средней Англии. Многие парламентарии и некоторые его советники настаивают на возвращении к более традиционным лейбористским методам. Блэр хочет, чтобы избиратели, голосующие за лейбористов, пришли на следующие выборы, чего они не сделали в 2001 году, и пугает их тем, что консерваторы во главе с Ховардом окажутся у власти.
Вчерашняя речь королевы - это лишь начало контратаки Блэра. Ему придется не только выиграть сражение за закон о высшем образовании, но также иметь дело с докладом Хаттона, который будет опубликован в середине января и, вероятно, нанесет урон, может быть, и фатальный. Сомнения по поводу Ирака сохраняются, и речь идет не только о том, следовало ли воевать, но и о передаче власти иракцам.
Будущее премьер-министра кажется не таким безоблачным, как после прошлогодней речи королевы. Даже если он останется у власти, ему, вероятно, придется объяснять, в чем смысл его программы.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях