Financial Times | 27 ноября 2006 г.
Новый взгляд на Россию
Редакция
Отношения Европейского союза с самым могущественным соседом не выполняют своих функций. Саммит с участием России, состоявшийся на прошлой неделе, был гнетущим мероприятием, омраченным внутренними передрягами в ЕС, загадочной смертью бывшего российского шпиона и нескончаемыми спорами о трубопроводах и продовольственной безопасности. До следующего саммита, намеченного на май, ЕС должен разработать прочную и слаженную политику, которая открывала бы двери сотрудничеству, не давая в то же время России возможности диктовать свои условия.
Российская энергетическая политика с запозданием оказалась во главе программы ЕС в начале января, когда Москва приостановила подачу газа Украине. Собственная зависимость ЕС от российского газа растет с каждым днем. Однако члены европейской семьи никак не могут преодолеть глубинные разногласия, как следует справляться с такой зависимостью. Накануне саммита с участием президента Владимира Путина страны ЕС не сумели выработать единую позицию для переговоров.
В то время как Польша настойчиво призывает к жесткой линии по отношению к России, в чем ее поддерживают другие страны, пострадавшие от советского ига, "большая четверка" ЕС - Германия, Франция, Великобритания и Италия - гораздо больше заинтересованы в сохранении добросердечных отношений. Когда дело касается России, отсутствие единства обходится ЕС слишком дорого, чтобы позволять естественным образом сложившимся фракциям выступать раздельно.
В отношении Кремля ЕС не должен проявлять ни малодушия, ни конфронтации. Страны - члены ЕС должны как следует подумать, прежде чем торопиться заключать благостные двусторонние соглашения, такие как договор о российско-германском трубопроводе, идущем в обход Польши и Белоруссии. Они должны избегать провокационной антироссийской риторики в духе той, которой придерживается вице-президент США и группа польских политиков.
В будущем ЕС должен принять некий "российский подход" - хладнокровную оценку того, как лучше всего соблюсти свои интересы путем сотрудничества с другой стороной. Это означает побуждение России к соблюдению всех обязательств, взятых ею на себя в рамках текущего договора с ЕС, охватывающего вопросы виз, торговли и прав человека.
Великобритания должна дать понять, что если существуют какие-то доказательства причастности Кремля к смерти Александра Литвиненко, бывшего шпиона и гражданина Великобритании, то последствия с точки зрения отношений Лондона и Москвы будут плачевными. Кроме того, отказ России откликнуться на призыв ЕС открыть свою газовую промышленность может означать ограничение доступа к энергетическим активам ЕС для "Газпрома", который все больше выступает в качестве инструмента Кремля.
Ирония в том, что основное требование Европы - более открытый энергетический рынок России - в интересах самой Москвы, так как разваливающаяся инфраструктура страны отчаянно нуждается в дальнейших инвестициях. Однако для набирающей силу России трудно добровольно принять решение предоставить иностранцам больший контроль над ключевыми природными ресурсами.
Россия остается основным рынком и крупнейшим партнером ЕС, но последние годы ознаменовались утраченными возможностями. Пришла пора для ЕС разработать более четкую и однородную позицию.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях