Libération | 27 ноября 2013 г.
Сталин, поп-стар: Грузинская православная церковь поддерживает реабилитацию "отца народов"
Элен Деспик-Попович
Грузинская православная церковь после победы популистов на выборах стала связующим звеном с Россией и пристанищем национализма. Она поддерживает реабилитацию отца народов, выходца из Грузии, пишет Элен Деспик-Попович в статье, напечатанной в газете Liberation.
"На главной площади Телави перед памятником погибшим во время Второй мировой войны высится статуя генералиссимуса Сталина. Его изображения, исчезнувшие одно время из всех грузинских населенных пунктов, включая и его родной город Гори, вновь появляются: где во весь рост, как в Телави, где в виде бюста, как в селении Акура, винодельческом центре Грузии", - пишет издание.
"Появление изображений Сталина является, прежде всего, делом ветеранов, которые видят в нем победителя во Второй мировой войне. Но этот процесс также стал следствием возвращения к традициям, оказавшегося возможным после победы популистов из "Грузинской мечты" на парламентских выборах 2012 года", - полагает корреспондент.
"Реабилитации Сталина способствует и Грузинская православная церковь: "Сталин является выдающейся личностью, какие не часто рождаются. Кроме того, он был верующим", - заявил Патриарх Илия II, неоднократно посещавший в этом году Россию и дважды встречавшийся с президентом Владимиром Путиным", - отмечает автор статьи.
"Связующее вено с Москвой и агент ее влияния, как и в большинстве бывших советских республик, Грузинская церковь стала играть в стране роль первого плана, навязывая свое мнение по многим темам и ценностям. Так, в августе этого года в селе Чела православные потребовали и добились демонтажа построенного мусульманами минарета. В Нигвциани группа верующих во главе с попом на протяжении нескольких месяцев препятствовали посещению мусульманами частного молельного дома. Наконец, в середине мая от 20 до 30 тысяч человек, возглавляемых священниками, напали на группу молодых горожан, устроивших шествие в Международный день борьбы с гомофобией. Во всех этих случаях государство не вмешивалось, не осмеливаясь противостоять Церкви, представляющей 84% населения, с ее 85-летним патриархом, популярность которого достигла 94%. Меньшинства, какими бы они ни были, этническими, религиозными или сексуальными, по мнению традиционалистов, имеют право на существование, если они живут скрытно", - сообщает журналист.
"Сегодня Сталин популярнее в Грузии, чем в России, его миф изменил природу. "Люди думают: да, мы были колонизированы русскими, но он был грузином и руководил страной", - подчеркивает историк Лаша Бакрадзе. Он полагает, что образ Сталина связан не с коммунизмом, а с ностальгией по СССР или с воспоминаниями о Второй мировой войне. Сталин, как и Церковь, является "символом антизападных настроений и антилиберализма. Именно эти две карты разыгрывает Россия", - пишет автор статьи.
"Патриархат создал новый национализм, пророссийский и антизападный, говорит теолог Бека Миндиашвили. Этническим, религиозным и сексуальным меньшинствам предлагается покинуть общественное пространство. Сталин, возглавивший СССР, который сегодня воспринимается как российское пространство, может вновь занять свое место в пантеоне консерваторов", - говорится в статье.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях