Статьи по дате

InoPressa: тема дня | 27 ноября 2015 г.

Ссора Путина с Эрдоганом в контексте войны с ИГИЛ

Обзор прессы

В ответ за сбитый Cy-24 Кремль обрубает экономические связи с Турцией. Эрдоган держится непокорно, но Турции следует опасаться, что Россия применит "украинскую" тактику - начнет снабжать местную группировку, в данном случае курдов, указывают эксперты. В Сирии силы Асада при поддержке российской авиации продвигаются к турецкой границе. На этом фоне Олланд приехал в Москву обсуждать единую коалицию против ИГИЛ.

"В последние два десятилетия между Россией и Турцией, историческими противниками, установились необычайно теплые отношения, - пишет в The Wall Street Journal Ярослав Трофимов. - Даже если уничтожение на этой неделе российского самолета турецкими ВВС не приведет к военному столкновению, уже ясно, что эти связи подвергнутся глубокой заморозке".

"Причем важно, что отношения испортились на самом верху, - сказал директор Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин. - Связи между "царем" в Москве и "султаном" в Турции имели решающее значение".

"Если Россия захочет испытать решимость Турции отстаивать ее режим открытия огня, мы можем стать свидетелями новых инцидентов с участием российских и турецких самолетов, что, безусловно, приведет к обострению кризиса", - полагает бывший турецкий дипломат Синан Улген.

И Путин, и Эрдоган осознают риск того, что этот конфликт может перерасти в глобальное столкновение России и НАТО, пишет автор статьи.

"Турция и Россия воздержатся от прямого военного конфликта, - считает майор турецкого спецназа в отставке Метин Гуркан. - У них достаточно опосредованных путей и методов в Сирии". Одна ответная мера, которой опасается Турция, - это возможное использование Россией тактики, примененной на Украине: снабжение местной группировки, такой как курды, ракетами, чтобы сбивать турецкие самолеты, добавил он.

"Россия будет все более и более активно поддерживать курдов и курдские требования, - прогнозирует политолог Андраник Мигранян. - И если сирийские и иракские курды получат оружие, то это оружие также попадет и к турецким курдам".

"Турция поклялась сбивать все российские самолеты, которые войдут в ее воздушное пространство, а Кремль нанес ответный удар в форме санкций - запретил турецкие товары и депортировал бизнесменов", - сообщает The Times. Журналисты Ханна Люсинда Смит и Марк Беннеттс напоминают хронику событий: президент Путин потребовал от Турции извинений за то, что она сбила российский Су-24. Спустя несколько минут президент Турции Эрдоган заявил: извинений не будет, а решение сбить самолет было принято для защиты национальных интересов.

"Он отверг утверждения России, что Турция покупает у ИГИЛ (запрещенного в России. - Прим. ред.) нефть и помогает финансировать деятельность террористической группировки", - пишет газета.

Со своей стороны, Россия прекратила контракты с Турцией по военной линии и планирует разрыв экономических связей.

Тем временем один из лидеров сирийской оппозиции сказал в интервью газете, что Россия помогает сирийскому режиму захватывать территории. Абдуррахман Мустафа, глава Туркменского национального совета, заявил, что Асад хочет захватить ключевой район северной провинции Латакия, который с 2012 года контролируется повстанческими силами и является родиной этнических сирийских туркменов, союзников Анкары: "Режим хочет, чтобы в случае распада Сирии этот район стал частью алавитского государства".

Латакия имеет ключевое стратегическое и символическое значение для режима Асада (это родина алавитов), а также несет приоритетное значение для России, поскольку в Тартусе находится база российских ВМС, пишут корреспонденты.

По данным газеты, сейчас на севере Латакии идут ожесточенные бои: силы режима при поддержке российской авиации продвигаются к турецкой границе. Сотрудникам гуманитарных организаций приказано покинуть район.

"В четверг ситуация вокруг сбитого Турцией российского военного самолета угрожала полным разрывом отношений между странами: Кремль приготовился обрубить экономические связи, а турецкие власти заявили, что у них нет причин извиняться, - сообщает The New York Times. - Может отправиться в архив сделка по строительству газопровода через Турцию, которую президент Путин приветствовал как отрадную альтернативу экспорту российского газа в Европу".

"Еще до составления официальных планов экономических санкций Россия начала мстить. В случае если дипломатические отношения скисают, Москва давно практикует внезапное обнаружение недостатков в зарубежных товарах и услугах, - говорится в статье. - По сообщениям российских СМИ, на грузино-российской границе уже выстроились сотни грузовиков с турецкими фруктами, овощами и другими продуктами".

В Краснодарском крае группа из 39 турецких бизнесменов, прибывших на сельскохозяйственную выставку, задержана за въезд в Россию по туристической, а не бизнес-визе, хотя это обычная практика.

Больше всего вопросов вызывает судьба крупных энергетических проектов, в числе которых газопровод под Черным морем и строительство первой в Турции атомной электростанции, говорится в статье. Российский министр Алексей Улюкаев сказал в четверг, что и газопровод, известный как "Турецкий поток", и проект строительства АЭС "Аккую" могут попасть в списки санкций. Российское правительство порекомендовало туристам не ездить в Турцию, и большинство крупных туроператоров уже перестали продавать путевки на это направление.

"Россия не всегда пользуется калькулятором, принимая решения по поводу санкций, - замечает автор статьи. - В 2014 году, когда Запад наложил на Россию экономические санкции за то, что она отобрала у Украины Крым, Кремль ответил ограничениями на ввоз западных продуктов, и для российских покупателей это привело к резкому росту цен".

"Сбив российский самолет, Эрдоган совершил фатальную ошибку, которую Путин быстро обернет себе на пользу", - сказал эксперт по Ближнему Востоку Абдель Моталеб Хуссейни в интервью немецкому журналу Focus.

Турция на Ближнем Востоке "теряет свое влияние, в том числе из-за сближения России и Ирана. Более того, НАТО вряд ли пойдет на открытую конфронтацию с Россией из-за Эрдогана, несмотря на то, что Турция - член альянса. В общем, если говорить честно, Эрдоган, сбив самолет, оказал медвежью услугу и себе, и международной борьбе с ИГИЛ", - считает Хуссейни.

Кроме того, Путин может попытаться демонтировать власть Эрдогана в самой Турции, сказал Хуссейни: "Он серьезно насолит Эрдогану, если начнет поддерживать проживающих в Турции курдов в их стремлении получить автономию. В крайнем случае он мог бы начать поставлять вооружение "Рабочей партии Курдистана" и создать огромные проблемы для турецкого правительства".

"Если в воздушном пространстве Турции сбит неопознанный самолет, это не акт против какой-то конкретной страны", - утверждает в статье для The Times премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу. Он остерегает международное сообщество от внутренних раздоров: "Иначе победителями выйдут только "Даиш", оно же ИГИЛ, и сирийский режим".

Премьер рекомендует сфокусироваться на борьбе с "международной угрозой, которую несет "Даиш", гарантировании будущего Сирии и поиске решения текущего кризиса с беженцами".

Давутоглу считает, что международное сообщество не сделало упор на борьбе с "Даиш" в Сирии. "Вместо этого подвергались бомбежкам позиции, не принадлежащие "Даиш", а также группы, которые борются с режимом Асада. Я позволю себе, вслед за Обамой и Кэмероном, раскритиковать Россию по этому пункту. Но мы не должны соблазняться игрой в "кто виноват" - нужно сосредоточиться на организации слаженных действий", - пишет премьер.

Он советует в борьбе с ИГИЛ действовать коллективно, опираясь на "сильные стороны США, ЕС, России, Турции и других".

Франсуа Олланд приехал в Москву в надежде создать единую коалицию против ИГИЛ, контуры которой Путин обрисовал еще в речи на ГА ООН 28 сентября, пишет Le Figaro. "Именно стратегия Владимира Путина является движущей силой сегодняшнего дипломатического процесса, но тяжелая задача реализовать ее и понести ответственность за возможную неудачу возложена на Франсуа Олланда, - констатирует автор статьи Алексис Феерчак. - Дело в том, что всемирная коалиция против ИГИЛ рискует оказаться лишь декорацией из папье-маше из-за радикального расхождения стратегических интересов региональных игроков".

Однако "у западно-суннитской коалиции нет другого выхода, кроме как сблизиться с российско-шиитской коалицией", полагает обозреватель.

Отправляясь в Москву, Олланд прекрасно понимает, что он де факто сближается с позицией Путина, а аргумент Лорана Фабиуса о том, что "русские изменились", моментально рушится при проверке фактами. Но в нынешней ситуации "неудобным" членом НАТО предстает Эрдоган, бомбящий курдов и пропускающий через свои границы оружие, нефть и хлопок, говорится в статье. И хотя появление единой коалиции или единого генштаба представляется маловероятным, стремление к их созданию даст возможность расширить сотрудничество и координацию западных и российских сил, действующих на сирийской территории.

"Перспективы по-настоящему единой коалиции омрачает также призрак украинского конфликта, - замечает автор. - Недавняя энергетическая блокада Крыма, инициированная украинскими националистами и, по-видимому, тайно поддерживаемая киевским правительством, угрожает возродить напряженность между Западом и Востоком".

Также по теме:

Турция как новый образ врага для России (Neue Zürcher Zeitung)

Путин: Москва готова координировать с Западом удары по Сирии (The Washington Post)

Путин и Эрдоган: так похожи, что им это невмоготу (The Financial Times)



facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru