Статьи по дате

Los Angeles Times | 27 октября 1999 г.

Трудности расследования дел об отмывании денег

Майкл Хильцик, Маура Рейнольдс

Очередная статья, посвящённая расследованиям об отмывании российских денег, рассказывает о деле Конопьянова и о трудностях, с которыми сталкивается данное расследование. Самат Конопьянов, гражданин Казахстана, подозревается в финансовых махинациях и отмывании денег через компанию FSB Групп.

Всегда опрятный и обаятельный, полный новых идей, с исключительными связями на правительственном уровне, Самат Конопьянов для американцев - типичный представитель крупного бизнеса пост-советской эпохи, - пишет статья.

По сведениям же российских правоохранительных органов, этот респектабельный бизнесмен связан с одной московской финансовой компанией, которая за период с 1993 по 1995 г. обманом собрала у наименее обеспеченных слоёв населения более $25 млн. Компания FSB Групп, зарегистрированная в Рино с помощью юриста Стивена Моллата , по подозрению следственных органов, служила для перевода этих денег из России.

Суть финансовой схемы предположительно заключалась в переводе средств (частью через FSB) якобы для приобретения товаров, предназначенных для экспорта в Россию и Казахстан. Известно, что по крайней мере, часть этих товаров никто никогда не видел, что подтверждает схожесть данной схемы с типичной схемой отмывания денег.

Получить какие-либо комментарии от Конопьянова невозможно. Моллат же заявляет, что ничего не знает о незаконной деятельности FSB Групп. Неизвестно, удастся ли установить причастность FSB к незаконным сделкам с наличными деньгами.

Статья сообщает, что российские правоохранительные органы готовят запрос о юридической помощи американской стороне и со своей стороны готовы предоставить все необходимые документы.

"Почему в США стали придавать столь большое значение отмыванию российских денег?" - задаёт вопрос Юрий Щекочихин. "Все это произошло давно и Америка знала об этом. Почему расследование начато только сейчас?"

Но найти доказательства связи между криминальной деятельностью в России и деньгами в Америке чрезвычайно сложно. Поэтому дела об отмывании российских денег стали раскручиваться лишь недавно.

Дело Конопьянова в этом отношении показательно. Оно иллюстрирует трудности, которые стоят на пути расследований всех дел об отмывании денег.

"В делах об отмывании денег очень легко доказать факт перевода денег", - утверждает начальник специальной группы по борьбе с преступностью департамента юстиции Лос-Анджелеса Стефен Ларсон, - "Проблема состоит в том, чтобы доказать криминальное происхождение денег".

В случае с FSB российские инвесторы и правоохранительные органы долгое время пытались найти в действиях этой фирмы криминал, однако, без особого успеха. Хотя они и смогли заручиться поддержкой у американских следственных органов, которые взяли показания у Моллата и затребовали у Бэнк оф Америка банковские записи FSB.

Моллат с тех пор он больше никаких показаний не давал. Представитель Бэнк оф Америка Джон Кин говорит о том, что с тех пор, как в 1997 году банк предоставил затребованную документацию, он больше никогда не слышал об этом деле. В этом году российские правоохранительные органы вновь начали сбор доказательств для нового запроса в международные организации. Запрос все еще находится в пути в российских бюрократических структурах, - пишет статья.

Анализируя причины вывоза российских денег заграницу и способы их отмывания, статья отмечает, что экономическая нестабильность, ненадёжность рубля и высокие налоги объясняют массовый отток капитала из России, который не всегда связан с криминалом.

Законный вывоз российских денег США приветствуют.

"Основой нашей экономической политики является поощрение свободного движения капитала", - говорит Стэнли Моррис, бывший директор отдела по борьбе с финансовыми преступлениями федерального казначейства США.

Отчасти по этой причине американское законодательство трактует отмывание денег очень узко в том случае, когда речь идет о средствах, поступивших из-за рубежа. В то время как существуют десятки статей, по которым можно возбудить дело в связи с отмыванием денег в США, дела в отношение отмывания денежных средств иностранного происхождения возбуждаются только по семи статьям: торговля наркотиками, убийство, похищение, кража, вымогательство, террористический акт и мошенничество в отношение иностранного банка.

"Согласно действующему законодательству мы должны избегать предъявления обвинений по делу об отмывании денег в ситуации, когда иностранный коррумпированный госчиновник присваивает государственные средства и переводит их в американский банк", - заявил помощник генерального прокурора США Джеймс Робинсон на состоявшихся в прошлом месяце слушаниях в Конгрессе.

В любом случае, дело FSB Груп свидетельствует о том, что судебное разбирательство по делу о предполагаемом нелегальном переводе денег не вызывает у американских правоохранительных органов ни малейшего энтузиазма.

Одна из проблем состоит в координации действий обеих сторон по расследованию этого дела. По словам занимающихся данным делом российских следователей, отсрочки с рассмотрением дела FSB как в США, так и в России, уже давно стали препятствием для расследования. Например, ФБР целый год(до сентября 1997 года) не давало ответа на первоначальную просьбу российской стороны о взаимопомощи.

В числе других препятствий следует назвать отсутствие у российских следственных органов денежных средств.

Различие в культуре ведения дел тоже сыграло свою роль. Первоначальный запрос российской стороны о содействии имел столь узкую направленность, что,по словам информированных источников, когда агенты ФБР допрашивали Моллата, они могли задавать только вопросы, предложенные российской стороной.

Согласно документам, полученным московской "Новой газетой" и ставшими доступными LOS ANGELES TIMES, FSB Групп имела дело с московским предприятием, известным как первая Финансово-строительная корпорация (ФСК).

Рассказывая о деятельности компании, статья пишет, что ФСК была основана гражданином Казахстана Алимом Кармовым в 1994 г., когда Россия впервые познакомилась с возможностями и опасностями дикого капитализма. Как выразился бывший директор ЦРУ Джеймс Вулси, российские бизнесмены создали "систему капиталистического рынка, которая походила не на Силиконовую долину, а на чикагский рынок алкогольной продукции периода 20-ых годов".

ФСК занималась строительством офисных зданий в Москве. Фирма рекламировала свою деятельность на московском телевидении, обещая доход на 20% выше годового уровня инфляции, который тогда составлял около 200%.

Реклама была рассчитана на таких людей, как Виктор Верютин (один из пострадавших вкладчиков): пенсионер, 32 года проработавший на КГБ. Гиперинфляция уничтожила все сбережения Верютина. И когда он увидел рекламу ФСК, которая включала гарантии могущественного заместителя московского мэра Юрия Лужкова, он вложил свои последние 3,5 тысячи долларов.

Верютин и другие инвесторы считают, что по меньшей мере 3,5 млн. долларов из капитала ФСК покинули страну.

"Вам в Америку было послано три с половиной миллиона долларов", - возмущается Верютин, - "почти 20% держателей акций уже нет в живых. Когда вы собираетесь вернуть наши деньги?".

Через год ФСК исчезла, оказавшись пирамидой, в которой первоначальные инвесторы получали привлекательные доходы за счет денег, вносимых последующими вкладчиками. Кармов убежал в Чехию, где он сразу же создал другую пирамиду. Он был арестован за мошенничество чешскими властями и в настоящее время находится в тюрьме в окрестностях Праги.

Между тем, Самат Конопьянов сумел завести многочисленные связи среди американских бизнесменов. Один из них, Джоэль Гутенсон, бывший сотрудник Управления по борьбе с наркотиками, назвал его "дельцом старой закалки, который скорее положит в свой карман 1000 долларов сегодня, чем 1 млн. долларов в следующем году". Гутенсон, владелец аэропорта и основатель компании в сфере услуг, участвовал вместе с ним в реализации контракта по модернизации аэропорта Алма-Аты, бывшей столицы Казахстана.

Стивен Моллат, юрист Рино, познакомился с Конопьяновым на горнолыжном курорте Стимбот Спрингс, где Моллат присутствовал на соревнованиях по скоростному спуску вместе со своим клиентом, австрийским горнолыжником Францем Кламмером.

По словам Моллата, Конопьянову было тридцать лет, но выглядел он старше. Это был невысокий тучный человек с восточными чертами лица настоящего казаха.

Моллат принял предложение Конопьянова совершить поздку по этим странам. В Москве Конопьянов представил его целому ряду высокопоставленных правительственных чиновников, включаячеловека, который назвался Олегом Калугиным, бывшим руководителем контрразведки КГБ. Калугин в интервью из своего офиса в Вашингтоне, где он сейчас работает консультантом, заявил, чтоне знает Конопьянова, не слышал его имени и не помнит встречи).

Из Москвы они поехали в Алма-Ату. Моллат рассказавает, что в Казахстане они повсюду передвигались на военных вертолетах. На приеме в одном из музеев в Алма-Ате Моллат заинтересовался старой картиной советского времени, которую министр культуры и туризма назвал частью народного наследия и заметил, что она не продается.

"Три месяца спустя они стояли на моем пороге вместе с картиной", - рассказал Моллат, добавив, что с тех пор эта картина находится у него.

В мае 1993 г. Моллат и Конопьянов зарегистрировали FSB Групп в Рино и открыли счет в филиале Бэнк оф Америка. Это была типичная фирма без какой-либо специализации; ее акции находились в руках частных лиц, большая часть которых принадлежала Конопьянову; он же был президентом фирмы.

Моллат, который числился секретарем фирмы, сообщил, что целью фирма содействовала импорту товаров в Казахстан. Начальный капитал представлял собой вклад в размере50 000 долларов, переведенных из-за границы для финансирования поездки Конопьянова в США.

Затем последовали другие платежи из-за океана, о чем свидетельствуют записи по счету FSB Групп, полученные в Бэнк оф Америка. Часть денег поступала через банки Австрии и Болгарии. По крайней мере один платеж в 449,948 долларов США в ноябре 1994 г. поступил прямо со счета чешской фирмы Алима Кармова.

По показаниям Моллата, деньги покидали счета FSB Групп, как правило, в течение нескольких дней, в качестве платежей за товары, предназначенные для отправки в Россию и Казахстан. По сведениям российских следователей, этих товаров не было.

В 1995 году российские власти предъявили ФСК обвинение в снятии со счетов российским инвесторови присвоении свыше $25 млн.

По словам следователей из Московского регионального управления внутренних дел, деньги, украденные у российских граждан ФСК были размещены на счетах FSB Групп и "вероятно были получены Саматом Конопьяновым или Алимом Кармовым".

Но их официальный запрос, который до сих пор не передан в посольство США, о дальнейшем сотрудничестве с американскими властями, свидетельствует о том, на сколько они далеки от окончательного раскрытия преступления. В запросе содержится просьба предоставить фотографию Самата Конопьянова, а также сообщить о его теперешнем месте нахождения.

Моллат сообщает, что периодически получает сообщения от Конопьянова, однако в течение нескольких последних месяцев он ничего о нем не слышал. Известно, что последнее время он находился в Алма-Ате, где занимался проектом по реконструкции аэропорта. Но по словам егопартнера Гютенсона, проект был завершен в прошлом году.

Конопьянов явно избегал встреч с местными властями, которые занимались расследованием некоторых его финансовых сделок.

"Я слышал о том, что от него потребовали покинуть страну", - уверяет Гютенсон.

Источник: Los Angeles Times


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru