UPI | 27 октября 2005 г.
Может ли Россия стать лучше?
Марк Кац
Второй срок российского президента Владимира Путина истечет в 2008 году. Согласно российской конституции, Путин не имеет права выдвигаться в 2008 году на пост президента. Между тем на горизонте так и не появился преемник.
Ходят разговоры о том, что могут быть внесены поправки в конституцию для того, чтобы дать Путину возможность остаться у власти на третий срок или еще дольше. Также есть слухи, что в 2008 году могут быть урезаны полномочия президента и увеличены полномочия премьер-министра и Путин станет премьер-министром - возможно, на неопределенный срок. Сам же Путин утверждает, что он уйдет с должности в 2008 году и не будет пытаться менять основной закон.
Останется ли Путин у власти в качестве президента или премьер-министра, займет ли пост президента кто-то другой, в любом случае Россия наверняка будет страдать. До сих пор Путин тратил большую часть своей энергии на усиление собственной власти, а не использовал ее для решения многих наболевших проблем России, таких как кризис в здравоохранении, хроническая коррупция и конфликт, который распространяется из Чечни на весь регион Северного Кавказа.
Подавление Путиным средств массовой информации и его стремление назначать на ключевые посты сотрудников спецслужб, которые мало смыслят в других областях, ограничивают способность Путина не только разрешить проблемы России, но даже понять их. И вряд ли эта ситуация изменится, если он останется у власти на третий срок - в качестве президента или же премьер-министра при номинальном президенте.
Приход к власти нового президента в 2008 году также вряд ли принесет улучшения. Как Путин потратил большую часть первого срока на то, чтобы лишить ставленников Бориса Ельцина экономической и политической власти, его преемник, скорее всего, посвятит первый период тому, чтобы подорвать политическую и экономическую власть ставленников Путина.
Передача собственности в другие руки - особенно в нефтяной отрасли и в сфере средств массовой информации, которую в путинскую эпоху оправдывали "нарушениями" при приватизации, совершенными во времена Ельцина, - может быть пересмотрена новым лидером на основании "нарушений" путинских времен. При новом российском президенте наверняка будет отдан приоритет усилению власти, а не решению проблем.
Если Путин будет работать в качестве премьер-министра при номинальном президенте, ситуация может сложиться еще хуже - вдруг новый президент не захочет оставаться марионеткой и начнется борьба за власть? Если же Путин пресечет такие попытки и свергнет этого президента, то у него не останется даже фигового листочка демократии, которым можно было бы прикрыться. Между тем ничуть не лучше сценарий, по которому будущий слабый президент вдруг наберет силу и свергнет Путина.
Проблемой России остается то, что конституция 1993 года дает президенту слишком много полномочий - она была написана в то время, когда Ельцин вел борьбу за власть с российским парламентом (унаследованным от советской эпохи), борьбу, которую Ельцин закончил, силой распустив парламент. Ни российский парламент, ни суды не имеют возможности предотвратить злоупотребления властью или защитить простых граждан.
И если конституция 1993 года будет оставаться в силе, такая ситуация сохранится независимо от того, кто будет президентом. Внесение же поправок в конституцию с целью позволить Путину продолжать - возможно, в течение десятилетий - занимать пост премьер-министра по окончании его второго президентского срока грозит лишь ухудшить положение дел.
Как Россия может преодолеть эту трудную ситуацию? Один из вариантов - создание конституционной монархии. Восстановление монархии в Испании сыграло эффективную роль при переходе этой страны от автократии к демократии, аналогично может получиться и в России.
При конституционной монархии правительство бы возглавил президент, избранный Думой. Царь или царица не имели бы много прямых властных полномочий, скорее, их функция - не дать правительству и, в частности, премьер-министру возможности получить слишком много власти. Кроме того, благопристойный конституционный монарх мог бы дать хороший пример для общества и, в особенности, для правительства.
Покровительство монарха послужило бы хорошей защитой для журналистов и критиков правительства, у которых сегодня такой защиты нет. Кроме того, конституционный монарх, имеющий право объявлять амнистию, может свести на нет те судебные излишества, которые позволил себе Путин.
Мог бы Путин согласиться на это? Безусловно, это было бы в его интересах, так как это дало бы ему возможность уйти в отставку без риска потерять то, что он теряет с приходом к власти другого президента при существующей конституции.
Кто должен стать конституционным монархом? Кончено, есть много людей, которые предъявляют права на российский трон. Одного из них должна выбрать Дума, которая будет избрана в 2007 году. Важно, чтобы этот человек был довольно молод (40-50 лет или чуть старше), здоров, умен и, что немаловажно, благороден. Было бы хорошо, чтобы у этого человека уже имелся взрослый ребенок, который мог бы стать принцем, чтобы была образована линия наследования трона.
Конечно, крайне невероятно, чтобы жесткие люди, которые сейчас главенствуют в Кремле, допустили появление в России конституционного монарха, который либо ограничит их власть, либо вообще устранит их из власти. Но они могут очень пожалеть о том, что не сделали это, когда их заменит на вершине другая группа таких же жестких людей, как они.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях