The Washington Post | 27 сентября 2001 г.
Москва пытается отождествить чеченских боевиков с бен Ладеном
Шерон ЛаФранье
Два года назад двадцатичетырехлетний Замир Озроков обучался в школе, расположенной в зеленых чеченских холмах, недалеко от бывшего советского пионерского лагеря. Ему говорили, что он учится чистому Исламу.
Изучение Корана имело необычно военизированный характер. Инструктор-араб учил его и сотню других юношей собирать и разбирать автомат АК-47, стрелять и закладывать мины. Через три недели Замир вернулся в Кабардино-Балкарию. Его арестовали, и он рассказал милиции о том, что с ним произошло.
Лагерь в Сержен-юрте больше не существует, но рассказы Озрокова о его пребывании в нем в мае 1999 г., опубликованные в кабардино-балкарской газете - одно из свидетельств того, какую роль радикальные исламские группировки играют в кровопролитии, превратившем большую часть российской республики Чечня в руины.
Лагерем руководил Хаттаб, загадочный араб в возрасте тридцать с лишним лет, несколько лет назад ставший одним из самых влиятельных полевых командиров. В российской разведке и армии его считают главным звеном между чеченскими боевиками и афганской террористической организацией Усамы бен Ладена.
Неизвестно, насколько прочно это звено. На прошлой неделе Сергей Ястржембский, пресс-секретарь президента России Владимира Путина, сказал, что бен Ладен не является единственным иностранцем, поддерживающим чеченских боевиков, а может быть даже не самым главным. "Но он - настоящий спонсор, - заявил Ястрюжембский. - Это - факт".
Это факт для российских властей, которые хотят привязать упрямое восстание в Чечне к международному террористическому заговору и завоевать симпатии критиков к безжалостной военной кампании, которую ведет Москва.
Вчера Путин выступил в немецком парламенте. Он сказал, что Россия призывает к "полной идеологической и политической изоляции" террористов, и что война в Чечне была предвестником того, с чем сейчас столкнулся Запад.
Он предупредил, что "международные террористы ясно дали понять, что хотят создать фундаменталистское мусульманское государство от Каспийского до Черного морей".
"Мы не видим реальной опасности", - сказал Путин, первый российский президент, выступивший в "Бундестаге.
"Это говорит о том, что нам следует работать с Россией, как с партнером по предотвращению общемировых угроз, - заявил канцлер Герхард Шредер. - Раньше это не всегда было очевидно. Теперь это так".
Однако доказать причастность бен Ладена трудно. Некоторые непредубежденные эксперты высказывают сомнения. "Мне кажется, что это - дезинформация, которую российские спецслужбы передают в СМИ, чтобы возникло впечатление, что они сражаются не с небольшим движением сепаратистов, а с мировым радикальным исламским сообществом", - считает Алексей Малашенко, эксперт по Чечне в московском центре Фонда Карнеги.
Боевики утверждают, что таких связей у них нет. "Когда я слышу, что Талибан воюет в Чечне... это звучит глупо", - сказал Аслан Масхадов, бывший президент Чечни, лидер главной группы боевиков.
"Зачем нам оружие из-за рубежа? Здесь полно оружия, и оно дешевле. Нам не нужно проводить военную или какую-либо другую подготовку за рубежом".
Однако очевидно, что исламские экстремисты частично руководят чеченским мятежом с 1996 г. Многие из них приехали из арабских стран, у них много денег, оружия, джипов. Боевики бедной республики о таком могут только мечтать.
Оценки влияния бен Ладена на чеченских боевиков сильно разнятся. Одни считают, что это лишь моральные наставления, другие говорят, что он предоставляет отряды боевиков и миллионы долларов. Российская разведка, ссылаясь на перехваченные радиопереговоры, утверждает, что бен Ладен играет ключевую роль в продолжающемся военном конфликте.
Глава российского отделения "Интерпола" Владимир Гордиенко заявил, что бен Ладен поддерживает "прямые контакты" с Хаттабом и другим ключевым чеченским командиром Шамилем Басаевым.
Московские разведчики говорят, что бен Ладен готовил чеченских боевиков в нескольких военных лагерях на территории Афганистана и в 1999 г. дал им 36 противовоздушных ракет. 13 месяцев назад он передал Хаттабу $34 млн. Генерал-полковник Валерий Манилов, бывший заместитель российского Генштаба, недавно сообщил пересмотренные данные - $5,5 млн. - и сказал, что бен Ладен обещал подготовить 5000 боевиков.
Многие эксперты по Чечне считают, что это - преувеличение, возможно, сильное. Недавно был арестован гражданин Саудовской Аравии, курьер Хаттаба. Его поймали на азербайджанско-дагестанской границе, у него было всего $10 000 для боевиков.
Один бывший высокопоставленный чеченский чиновник, согласившийся побеседовать на условиях анонимности, сказал, что в 1996 г. он видел два чека на сумму $300 000, выписанные малазийским банком. Эти средства были переведены повстанцам филиппинской террористической организацией "Абу Саййаф" - "Отец Меча". "Абу Саййаф" создана человеком, который вместе с бен Ладеном воевал с Советским Союзом в Афганистане. По некоторым данным ее финансирует зять бен Ладена.
Российским властям редко удается найти информацию о подобных связях чеченских боевиков.
"Сложнее всего определить отношения между чеченцами и исламским миром, - сказал Николай Ковалев, бывший глава Федеральной Службы Безопасности. - Извлечь какую-либо информацию из пленных практически невозможно. Они предпочитают умирать с высоко поднятой головой".
По словам Ястржембского оценки количества арабских наемников среди чеченских боевиков разнятся от десятков до тысяч. По максимальной оценке правительства арабы составляют 70% сил повстанцев. Чеченская администрация и журналисты считают, что среди чеченских боевиков (численность которых как минимум несколько тысяч) - 5-10% арабов.
Они говорят, что арабские боевики приезжают из многих стран, в том числе из Сирии, Йемена, Иордана, Ирака и Саудовской Аравии. Пока неизвестно, кто занимается их переправкой. В прошлом году человек по имени Абу Дауд дал интервью "Associated Press" в одной афганской деревне. Он назвался помощником бен Ладена и сообщил, что в лагерях бен Ладена прошли подготовку 400 боевиков, которые были посланы помогать чеченским сепаратистам.
В ходе первой войны Чечни за независимость в 1994-96 гг. исламские экстремисты практически не появлялись. Тогда сражалось чисто националистическое движение.
Война закончилась без явных победителей. Чечня лежала в руинах и стала плодородной почвой для исламских боевиков. Урус-Мартан, второй по величине чеченский город с 100 000 жителями, стал их базой. Хаттаб - их военным руководителем.
Шерваник Ясуев, пророссийский администратор города, сказал, что арабские "незнакомцы" начали по одному прибывать в город в 1997 г., пока их не набралось 500 человек. Они носили бороды, зеленые или черные рубашки и длинные халаты, были вооружены дорогими пистолетами.
Их называли ваххабитами, хотя они собирались со всего Ближнего Востока. Ваххабизм - фундаменталистское течение Ислама, доминирующее в Саудовской Аравии.
"Они шли на рынок и платили долларами, - рассказывает Ясуев. - Власти не было; везде царил беспорядок, их влияние было очень сильным".
Они утверждали, что их цель - сделать Чечню исламским государством. Первым хорошим шагом было бы освободить чеченских мусульман от российского ига.
Больше всего арабы нравились юношам Урус-Мартана. "Бедные чеченцы так сильно страдали. Наши юноши попросту перестали думать, - объясняет Ясуев. - Они были готовы принять любые идеи".
Арабы укрепили свое влияние, создав альянс с влиятельным полевым командиром Басаевым.
Ваххабиты собрали юношей Урус-Мартана и отправили их на трехмесячную военную и религиозную подготовку в лагерь Сержен-Юрт, расположенный примерно в 40 км. от города. Там их посетил Хаттаб.
Хаттаб свободно говорит по-русски. Говорят, что он родом из Иордана, где получил образование физика. Ястржембский утверждает, что Хаттаб - из Саудовской Аравии, что он прошел подготовку в афганских лагерях бен Ладена и сражался с Советским Союзом в ходе страшной войны в Афганистане.
По некоторым данным в настоящее время он вместе с другими боевиками скрывается в южных горах Чечни.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях