The Wall Street Journal | 27 сентября 2001 г.
Решение России резко измененяет в ее отношениях с США
Гай Чейзан, Стив Левин
Решение России разрешить США разместить свои войска и самолеты на территории Средней Азии, входившей в состав Советского Союза, представляет собой резкий сдвиг в продолжающейся уже более семи лет борьбе Москвы и Вашингтона за господство в этом богатом нефтью регионе. Россия ревностно оберегала его, как сферу влияния.
Поддержав американскую кампанию, президент России Владимир Путин сможет получить существенные политические дивиденды. Эксперты по внешней политике в Москве говорят, что Западу понравится то, что Россия стала его союзницей в новой войне, а не соперником времен Холодной войны, которому едва ли можно доверять.
Возможные удары по Афганистану принесут России ощутимые выгоды в сфере безопасности. Военные наблюдатели говорят, что они уничтожат угрозу, которую Талибан несет с собой для ее уязвимого южного фланга. Россия надеется на то, что антитеррористическая кампания поможет ей избавиться от критики в адрес Чеченской войны - правительства западных стран постоянно обвиняют российские вооруженные силы в жестокостях.
Во вторник Путин выступил с речью в немецком парламенте и сказал, что мир должен оставить позади устаревшие клише советской эпохи и посмотреть в лицо новым угрозам безопасности. "Мы привыкли жить в двух противоборствующих системах, - заявил он. - Мир стал гораздо, гораздо сложнее".
Уступка России стала также переломным моментом для политики США в регионе. С 1994 г. Вашингтон пытается сделать Среднюю Азию и Кавказ независимой, прозападной территорией между Россией и Ираном. Основным элементом этой политики был проект экспортного трубопровода, который мог бы связать Каспийское и Средиземное моря.
Москва активно противостояла усилению американского влияния в этой зоне, считая ее своим собственным задним двором и наказывая государства экономическими и военными способами, когда они пытались идти своей дорогой. В 1993 г. независимо настроенная Грузия потеряла черноморскую Абхазию в ходе сепаратистской войны, которую поддерживала Москва.
По мнению аналитиков, несмотря на то, что России выгоден поддерживаемый США проект строительства трубопровода из Азербайджана в турецкий порт Джейхан, раньше сложно было себе представить, чтобы Москва согласилась на военное присутствие США в регионе.
В понедельник вечером Путин выступил по российскому телевидению с обращением к нации и сказал, что Россия откроет свое воздушное пространство для американских самолетов, осуществляющих гуманитарные миссии, примет участие в поисково-спасательных операциях и предоставит оружие антиталибанским силам в северном Афганистане. Кроме того, он сказал, что Россия не будет возражать, если государства Средней Азии пустят на свои аэродромы американские самолеты.
Таким образом, американские войска впервые будут дислоцированы на территории бывшего Советского Союза. Это произойдет всего через десять дней после того, как министр безопасности России Сергей Иванов заявил, что не существует даже теоретической возможности того, чтобы операции НАТО проводились с территории бывшей советской Средней Азии.
"Путин считает антитеррористическую операцию историческим шансом для России стать частью цивилизованного мира", - считает Игорь Бунин, глава московской исследовательской организации "Центр Политических Технологий".
Некоторые комментаторы считают, что Путин просто смирился с неизбежным. Как минимум два американских самолета уже прилетели с военными грузами в Узбекистан. В последние дни многие среднеазиатские государства заявили о своей готовности сотрудничать с США. В понедельник президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сказал, что США могут пользоваться аэропортами, военными базами и воздушным пространством страны, добавив, что просьб о помощи пока не поступило.
Пентагон хочет разместить вУзбекистане силы специального назначения и военные самолеты С-130, в Таджикистане - военно-медицинские и спасательные службы, а также использовать все воздушное пространство региона для полетов военных самолетов.
"Как все изменилось, - говорит Роберт Эбил, директор отдела энергетики и безопасности вашингтонского Центра Стратегических и Международных Исследований. - Это удобный момент для стран Средней Азии, чтобы продемонстрировать свою независимость".
Некоторые аналитики говорят, что Россия просто поняла, что угроза терроризма представляет большую опасность, чем потеря влияния в регионе. "Я вижу отражение главного приоритета России - борьба с терроризмом и радикализмом в таких странах, как Афганистан", - сказал Леон Фейрт, главный советник по внешней политике бывшего вице-президента Эла Гора, отвечавший за американскую политику в каспийском регионе.
Путин дал понять, что в качестве платы за поддержку Запад должен считать российскую кампанию в Чечне неотъемлемой частью "борьбы с международным терроризмом". Выразив свою поддержку, он одновременно объявил ультиматум чеченским боевикам, дав им 72 часа на то, чтобы они связались с его представителями в регионе и обсудили предложение сдать оружие.
Россия неоднократно утверждала, что ведет борьбу с исламскими экстремистами, которых готовит и финансирует Усама бен Ладен. Судя по всему, эту позицию поддержал канцлер Германии Герхард Шредер, который после переговоров с Путиным сказал, что мир должен пересмотреть свое мнение по Чечне.
Московские прозападные интеллектуалы приветствовали поддержку, выраженную Россией. Они давно надеялись на потепление отношений между востоком и западом, испортившихся после бомбардировок НАТО в Югославии в 1999 г., а также из-за озабоченности России расширением НАТО и намерениями США создавать систему национальной противоракетной обороны несмотря на возражения Москвы.
Некоторые националисты выразили раздражение в связи с тем, что Россия ничего не получает взамен. "Впервые в истории американские самолеты будут совершать регулярные полеты над территорией бывшего Советского Союза, - заявил лидер ЛДПР Алексей Митрофанов. - Что Путин получит взамен? Если ничего, то это большая ошибка".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях